Но главная особенность этого заседания — в нем должен принять участие глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко. Визит министра неслучаен. Две недели назад народные депутаты не поддержали законопроект Миндоходов о трансфертных ценах и отправили его на доработку.

Окончательный вариант чиновники и бизнес до сих пор не согласовали. «Пока в МДС согласились, что всю отчетность, которую налоговики смогут запросить согласно законопроекту по трансфертным ценам, бизнес будет сдавать только в электронном виде», — говорит директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.

Представители бизнеса настаивают на том, чтобы изменить несколько норм законопроекта и в качестве аргументов приводят международный опыт. В подготовленной ими сравнительной таблице (есть в распоряжении) — спорные вопросы законопроекта о трансфертных ценах и опыт трех стран — России, Казахстана и Польши. Вот главные противоречия.

Что будут мониторить

Налоговики предлагают контролировать два вида сделок: операции объемом больше 50 млн гривен с компаниями из стран, где налог на прибыль меньше чем в Украине на 5 процентных пунктов, и операции со связанными лицами внутри страны и за ее пределами.

В Польше под надзор налоговиков также попадают сделки между связанными лицами и сделки с нерезидентами из офшорных зон.

В Казахстане контролируют все внешнеэкономические операции крупных компаний и особые внутренние сделки. Например, если один из контрагентов пользуется налоговыми льготами или имеет убытки за предыдущие два года деятельности.

В России куда более жесткий  подход к перечню подконтрольных операций. Здесь механизм трансфертных цен применяют к внешнеэкономическим операциям и сделкам на внутреннем рынке. В особую группу риска попадают операции внутри страны с минерально-сырьевыми ресурсами, если один из участников не является плательщиком налога на прибыль или зарегистрирован как плательщик единого налога и единого сельскохозяйственного налога.

Источники данных для цен

Украинские налоговики предлагают несколько вариантов определения справедливых, то есть реальных цен. Первый — смотреть на аналогичные сделки, которые компании заключали с несвязанными лицами раньше.

Второй — официальные источники информации, утвержденные Кабмином. Если же определить справедливую стоимость с их помощью нельзя, тогда допускается использование других источников, к примеру, биржевые котировки, цены аукционов, данные специализированных изданий.

В России — похожий перечень из семи пунктов. Первые пять — обязательные, например, таможенная статистика внешнеторговой деятельности РФ, биржевые котировки. Последние два — цены, указанные в специальных изданиях и данные бухгалтерской статистики. 

В Казахстане список не такой детальный — налоговики при определении реальных цен могут, например, учитывать данные государственных органов, рыночные цены. В Польше и вовсе можно использовать любые источники информации.

Работа над ошибками

Украинские крупные компании получат новый механизм для исправления ошибок в налоговой отчетности — симметричные корректировки. Суть нововведения: если одной стороне сделки доначислили налоги, то другой стороне — их уменьшат. Это плюс.

Такой же механизм работает в России и Польше. Но с важным дополнением. Здесь разрешены обратные корректировки. Если, к примеру, решение о доначислении налогов было отменено, у компаний есть возможность все исправить и вернуть свои деньги.

В Украине, как утверждают представители бизнеса, такой механизм пока не предусмотрен.

Проверки на двоих

Отслеживать контролируемые операции в Украине планируют в две руки. Мониторить сделки будут в Киеве, а проводить отдельные проверки — налоговики на местах.

В Польше и Казахстане — такая же система. Здесь аудитом также занимаются в регионах.

В России крупных плательщиков мониторит и проверяет Федеральная налоговая служба.

Наказать за отчет

Для крупных украинских компаний, которые вовремя не подали отчет или не предоставили свою первичную документацию, налоговики предлагают ввести штраф — 5% от суммы контролируемых операций.

В Польше и Казахстане крупных и средних налогоплательщиков — нарушителей наказывают одинаково. В этих странах для всех действуют общие штрафные санкции. 

В России за непредоставление документации в установленный срок или подачу недостоверных данных — штраф 5000 руб. (около 1280 гривен).

Екатерина Сыченко