Представители Республиканской и Демократической партий в самом начале нового года все же сумели утвердить в обеих палатах конгресса законопроект, спасающий США от «фискального обрыва». Документ был тут же подписан Бараком Обамой, узаконившим на постоянной основе налоговые льготы времен Президента Буша-младшего и повышение ставки подоходного налога для богатейших семей страны.
Несмотря на то, что простые граждане считают Обаму победителем в споре с оппонентами (в этом уверены 57% респондентов опроса Pew Research Cente), демократам также пришлось серьезно уступить. Так, повышение налога коснулось лишь тех, кто зарабатывает более 400 тыс. долларов в год (либо 450 тыс. долларов на семью), вместо запланированных ранее 250 тыс. и 300 тыс. долларов соответственно. Такие граждане теперь будут выплачивать в виде налога не 35%, а 39,6% дохода.
Правда, со средней зарплатой по США примерно в 50 тыс. долларов это повышение коснется лишь 0,6% налогоплательщиков и принесет в казну 600 млрд долларов в течение десяти лет. Как ни странно, основная нагрузка легла на самые незащищенные слои населения — из-за автоматического повышения налога на заработную плату американцы с доходом 30 тыс. долларов в год будут ежемесячно терять дополнительные 50 долларов. Одно это повышение, уверены специалисты IHS Global Insight, съест 0,4% экономического роста США в 2013 г.
Аналитики называют законопроект большим шагом вперед, однако предупреждают, что ожесточенные налоговые споры в конгрессе вскоре возобновятся. «Соглашение оставило многие важные вопросы без ответа. В нем ничего не говорится про сокращение определенных государственных расходов, которое станет причиной секвестрирования бюджета. Законопроект лишь отсрочил этот момент на два месяца, дав республиканцам и демократам время на переговоры. Однако наибольшую опасность представляет дедлайн по повышению максимального уровня госдолга», — уверен главный американский экономист IHS Global Insight Найджел Гоулт.
В отличие от секвестрирования бюджета, когда сокращение расходов растягивается на весь год, превышение допустимого объема госдолга (16,394 трлн долларов), ожидаемое уже в марте, приведет к резкому одномоментному снижению финансирования многих госпрограмм. «Последний раз потолок заимствований поднимался в 2011 году, и в этот раз споры вокруг этой темы будут куда более ожесточенными. Более того, существует вероятность, что стороны так и не успеют заключить сделку. Это негативно повлияет на способность правительства оплачивать работу контрактников, возвращать налоги и финансировать различные социальные программы», — полагает аналитик Goldman Sachs Алек Филипс. Подобное развитие событий способно поставить крест на экономическом росте США в текущем году. Правда, такая нехватка средств вовсе не угрожает кредиторам Америки — в угоду репутации надежного заемщика Вашингтон сделает платежи по обслуживанию госдолга приоритетными в сравнении с обязательствами перед собственными гражданами.
Напомним, Президент США Барак Обама подписал закон о мерах, предотвращающих «фискальный обрыв» 3 января 2013 г. Закон предполагает, что ставки подоходного налога останутся прежними для большинства работающих американцев: временные налоговые льготы, введенные во время президентства Джорджа Буша-младшего в 2001-2003 гг., становятся постоянными.
Кроме того, законодатели договорились, что не будут продлены и временные льготы по налогообложению заработных плат, действующие с 2011 г. В результате 77% американских домохозяйств столкнутся с увеличением налоговых выплат, однако не с таким значительным, как если бы истекли сразу все налоговые льготы.
Угроза «фискального обрыва» предполагала одновременное автоматическое повышение налогов и сокращение госрасходов с 1 января 2013 г. в случае отсутствия компромиссных мер по сокращению бюджетного дефицита. Большинство экономистов сходились на том, что наступление «фискального обрыва» приведет к повторной рецессии экономики США.
Читайте также: