Читайте также:
Власть забыла о существовании миллионов заробитчан
Минсоцполитики разрабатывает закон «О трудовой миграции», в котором может не оказаться места миллионам украинцев, работающим заграницей нелегально, пишут Комментарии.
Во вторник директор генерального департамента информационных технологий и платежных систем НБУ Наталья Синявская обнародовала статистику по денежным переводам из-за рубежа. Оказалось, что в третьем квартале украинские заробитчане переслали через международные платежные системы 941 млн долларов, что почти на 500 млн долларов меньше по сравнению со вторым кварталом текущего года. Но это только на первый взгляд. На самом же деле, украинцы, работающие за пределами страны, просто перестают доверять своему родному государству и пользуются нелегальными способами передать заработанные деньги родным. «Комментарии» поговорили об этой тенденции с Виктором Горобчуком, главой итальянского представительства центра внедрения программ ЮНЕСКО и лидером Общеукраинского трудового движения «Солидарность». В итоге, наше общение вышло далеко за рамки денежных переводов заробитчан.
— Чем Вы объясняете сокращение переводов из-за рубежа посредством платежных систем и возрастающую популярность нелегальных способов пересылки денег?
— Я думаю это связано с тем, что сейчас проводится фактически репрессивная политика фискального характера по отношению к населению. Как семья заробитчан будет показывать источник своих доходов? Заробитчанин — это, как правило, нелегал, он работает за границами социального поля и высылает в Украину свой заработок. И, безусловно, у него есть страх того, что его заработок вызовет у государства интерес. Сегодня нет понимания, каким образом государство и правительство должны вести себя по отношению к тем средствам, которые зарабатываются заробитчанами нелегально. Как их оценивать? А речь идет о миллиардных суммах. Поэтому люди начинают пересылать средства по отлаженным механизмам. Есть способ пересылать автобусами. Этот способ сформировался еще в 1990-х, когда миллионы украинцев впервые попали в Европу. Это серая схема заработков, коммуникаций — перевозят и деньги, и нелегалов, и почту, и контрабанду. В Украине нет разработанной государственной политики по вопросу трудовой миграции. Государство закрывает глаза на эти автобусы, на эти средства, потому что оно не хочет давать этим людям специальный статус, дающий скажем определенные льготы при возвращении на родину. Я считаю, что заробитчане — это социальные беженцы. Ведь с одной стороны — это миллионы граждан Украины, а с другой стороны — они живут в теневом секторе чужого государства, получают зарплату в конверте. Возникает вопрос отношения нашего государства к этим конвертам. Мы боремся с теневым заработком в Украине, но не знаем, что делать с конвертом, который присылает заробитчанин.
— Но власть все-таки как-то пытается решить эту проблему?
— Сейчас Минсоцполитики инициировало обсуждение законопроекта «О трудовой миграции». Я вхожу в экспертный совет по этому законопроекту. Недели две назад было первое заседание. Пока имеется общая концепция. В проекте документа, например, пытаются конкретизировать трудовые отношения между фирмами, которые легально отправляют людей на заработки — но все эти отношения уже сформированы и функционируют в международной практике. Пока что закон носит декларативный характер и не регулирует вопросы отношений государства и нелегального сектора заробитчан. Лично для меня остается открытым вопрос пенсионного обеспечения, скажем, нелегала, который семь лет проработал заграницей. Этот вопрос нигде не отражен, ни в этом законопроекте, ни в Пенсионной реформе. Я считаю, что причина в том, что в государстве, в рамках текущей экономической политики, есть негласное правило замалчивать негативные явления, запрещено конкретизировать существование заробитчан нелегалов. У нас есть понятие «трудовая миграция», а нелегалов у нас нет. Это как «мертвые души».
Таким образом, тенденция к сокрытию от государств наличия и без того нелегальных доходов заробитчан, отображает даже не локальные проблемы доходов миллионов домохозяйств в стране, а глобальные процессы, происходящие в экономике Украины. Ведь каждые 100 евро, которые пройдут мимо государства, на макроуровне превращаются в миллиарды недополученных доходов бюджета.