Страны, остающиеся в еврозоне, могут не захотеть разводиться, так как себестоимость этого шага может легко превысить стоимость спасения. Если вывод Греции из еврозоны еще как-то может быть оправдан, то, например, по поводу Италии есть большие вопросы. Конечно, экономика этой страны крупнее и долг больше греческого — и в абсолютных показателях, и по отношению к ВВП. Сейчас госдолг Италии составляет €1,9 трлн, или 120% ВВП. Но вместе с этим Италия гораздо больше защищена от дефолта, чем Греция. Дело в том, что основными держателями (до 80%) итальянского госдолга являются граждане этой страны. Так сложилось исторически, это связано с механизмами налогообложения наследства. Налог на наследство в Италии довольно большой (40-50% от суммы имущества). А при наследовании государственных облигаций есть льгота. Выгоднее держать деньги в облигациях — итальянцы так и делают.

Почему я бы не стал называть драматической ситуацию в Европе? Да потому что в ней есть не только проигравшие, но и выигравшие. Это две страны с экспортно ориентированной экономикой — Германия и Франция. Курс европейской валюты падает, и товары, производимые в этих странах, становятся более конкурентными как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и спрос на них растет. На денежном рынке в этих странах также происходят интересные вещи. В поисках «тихой гавани» инвесторы со всей Европы устремились в Германию и Францию. Как следствие — резко вырос спрос на государственные и корпоративные облигации эмитентов этих стран. Разумеется, доходность по ним резко уменьшилась. Сейчас крупная немецкая компания может занять деньги под 2% годовых. А суверенные облигации Германии теперь и вовсе имеют отрицательную доходность. Как от этого выиграет бизнес? Кредитные ресурсы становятся дешевле, и компании смогут в большем объеме финансировать расширение производства. Они начинают массовую экспансию в другие страны ЕС, скупая по дешевке предприятия. Подпитываться это будет ростом потребления, который произойдет благодаря снижению уровня инфляции до менее чем 1%.

Какой из этого можно сделать вывод? Кризис в еврозоне потому развивается так долго, что ситуация при всей кажущейся драматичности достаточно устойчива. Так что не стоит рассчитывать на быстрое решение проблем в Европе. До конца спектакля еще очень далеко.