Как пишет Зеркало недели, в последнее время юристы газово-химического магната Дмитрия Фирташа проводили подготовительную работу с тем, чтобы Кабмин утвердил именно их вариант так называемой реструктуризации Нафтогаза Украины.
Формы приватизации Нафтогаза существуют и обсуждаются разные. Но основной тренд, по информации источников издания, в том, чтобы «дешево и быстро (лучше, если удастся, — за долги) приватизировать две основные дочерние компании Нафтогаза Украины: Укргаздобычу и Укртрансгаз».
«Их уже не первый год активно вгоняют в долги. За основу взят проверенный и уточненный вариант прихватизации Укрнафты — дешево, быстро и только своим», — отмечает издание.
Судя по проекту готовящегося постановления Кабмина, с которым, не выпуская из рук, дали возможность ознакомиться изданию, предприятия НАК сначала преобразуют в ПАО — публичные акционерные общества, а затем идеологи, даже не покупая полного пакета акций, будут управлять на свой лад — безо всякого контроля со стороны госорганов и, тем более, общественности. «И будьте спокойны, „рядовые газопотребители“ в перечень „прихватизаторов“ не войдут. Они его даже не увидят», — отмечает автор материала.Читайте также: «Нафтогаз» рассчитался с «Газпромом» за декабрь
Также указано, что идеологи реструктуризации Нафтогаза не забывают о таких немаловажных и дорогостоящих активах Укргаздобычи и Укртрансгаза, как непрофильные — и все предприятия, созданные с участием этих дочерних компаний и обслуживающие их, и санаторно-курортные комплексы по всей стране, и тысячи гектаров земли.
«Все это можно в процессе очистки от непрофильности за бесценок продать своим, а потом задорого — чужим. Сколько миллиардов гривен стоит все непрофильное добро Укргаздобычи и Укртрансгаза при таком раскладе общественность вряд ли узнает», — говорится в статье.
Вместе с тем, автор отмечает, что «часть идеологов прихватизации Нафтогаза к непрофильным видам деятельности, например, Укртрансгаза, относит и 12 подземных хранилищ газа (ПХГ; соответственно, и все услуги, расходы и прибыли, вытекающие их этого очень уж непрофильного газотранспортного бизнеса с активной емкостью свыше 30 млрд кубометров газа в год)».Читайте также:
Нафтогаз будет разделён на три составляющих, — Азаров
Напомним, 13 апреля, под протесты оппозиции, законопроект №9429-1 народного депутата от НУНС Юрия Кармазина был принят во втором чтении, аналогичная ситуация наблюдалась и 20 марта, когда законопроект прошел первое чтение в парламенте. 28 апреля президент Украины Виктор Янукович подписал Закон №4658-VI «О трубопроводном транспорте» относительно реформирования нефтегазового комплекса.
После принятия закона, народный депутат от БЮТ Сергей Соболев заявил, что принятые изменения в закон о трубопроводном транспорте теперь позволяют приватизацию украинской газотранспортной системы.
«Закон о трубопроводном транспорте четко определяет процедуру приватизации путем размытия пакетов государственных акций», — подчеркнул Соболев.
Он отметил, что в статье 4 закона ранее был зафиксирован запрет на приватизацию, реорганизацию, сдачу в аренду, концессию имущества Нафтогаза Украины.
«Новым законом эта статья уничтожена. Вместо этого появилась статья, по которой прямо указывается путь, как будет проходить приватизация. Это передача целого ряда активов Нафтогаза Украины компаниям, кстати, в соответствии с поправкой народного депутата Воропаева… Теперь этот вопрос может быть урегулирован с помощью так называемых акционерных обществ, которые создаются при участии частного капитала и через которые теперь будет проходить эта приватизация», — сказал Соболев.Читайте также: «Нафтогазу» разрешено ограничивать потребление газа
По словам председателя Верховной Рады Владимира Литвина, заявления оппозиции о выводе из госсобственности и приватизации украинской ГТС ничем не обоснованы.
«Газовая труба должна работать и давать экономический результат. Необходимо быть прагматиками, оценить выгоду от ее использования», — заявил Литвин накануне голосования.
При этом он подчеркнул, что для этого необходимо «наконец реализовать намерения о создании газотранспортного консорциума», поскольку в этом заинтересованы все стороны. «Украина заинтересована в том, чтобы система работала? Заинтересована. Россия заинтересована в том, чтобы ее газ поставлялся к Европе? Заинтересована. Европа заинтересована в том, чтобы над ней периодически не нависала угроза замерзания? Еще как заинтересована», — сказал спикер.