В компании «МегаФон» до недавних пор в качестве корпоративного стандарта для работы компьютеров использовали операционную систему Microsoft Windows XP с пакетом обновлений SP3.
В компании «МегаФон» до недавних пор в качестве корпоративного стандарта для работы компьютеров использовали операционную систему Microsoft Windows XP с пакетом обновлений SP3. Активное развитие компании и связанное с ним увеличение парка персональных компьютеров стало основной побудительной причиной для принятия решения о смене операционной системы. В процессе реализации проекта предстояло перевести все компьютеры в главном офисе и восьми филиалах, а также в «МегаФон Ритейл» на новый корпоративный стандарт — операционную систему «Windows 7 Корпоративная» и браузер Internet Explorer.

«После выхода на рынок новой операционной системы Windows 7 мы внимательно изучили ее возможности в плане увеличения скорости работы пользователей, предоставления им более удобных инструментов для качественного выполнения должностных обязанностей, — рассказывает Константин Юнов, ИТ-директор компании „МегаФон“. — Уже первые тесты показали, что Windows 7 — это именно то, что нужно нашей компании: она предоставляет лучшие возможности с точки зрения доступа к информации, удобства работы пользователей и администраторов, повышения надежности и безопасности работы с компьютером, а также общего снижения расходов на функционирование и администрирование компьютерного парка».

От сокращения до развития ИТ

Желание использовать сиюминутную выгоду, отсутствие перспективных стратегических планов в некоторых современных компаниях часто становится основанием для принятия решений о строгой экономии расходов на ИТ. Руководители таких компаний, может быть, и понимают, что без информационных технологий они не обойдутся, но стремятся прежде всего получить максимально возможную прибыль сегодня, а не вкладывать ее в развитие ИТ-инфраструктуры. Однако такой непродуманный подход к информационно-техническим ресурсам приводит в конечном итоге не к экономии, а к росту издержек. Довольно легко это обнаружить при анализе операционной деятельности предприятия. Кажущаяся экономия и непродуманность организации информационного комплекса ведет к раздутому штату сотрудников, занятых учетом, к задержкам при получении необходимых данных, к невозможности своевременного принятия правильных управленческих решений. Без эффективных ИТ-инструментов руководство компании не понимает ситуацию по продажам и не может прогнозировать денежные потоки, а необходимая для принятия решений информация нередко поступает слишком поздно.

При наличии продуманной стратегии само развитие ИТ- структуры предприятия становится средством для экономии.
Удивительно, но при наличии продуманной стратегии само развитие ИТ- структуры предприятия становится средством для экономии. Сколько «выгадает» компания, в которой полгода сотруднику не заменяют сломанную клавиатуру, для отдела продаж покупают самый дешевый принтер, а на компьютеры с ключевой бизнес-информацией устанавливают «пиратские» программы? И насколько «затратной» окажется переход на новую операционную систему, которая на порядок быстрее загружается, имеет бóльшую отказоустойчивость и повышенный уровень безопасности? Оценить потери и выгоды, взвесить все «за» и «против», чтобы принять единственно верное решение для бизнеса в данном случае, должен именно ИТ-директор.

Для некоторых современных руководителей это означает необходимость принципиальной трансформации стратегического подхода к модернизации ИТ-инфраструктуры от жесткой экономии к современным тенденциям развития. И здесь необходимо учитывать то, что уровень автоматизации, используемый в большинстве компаний, очень сильно определяется общим уровнем развития ИТ. То, что доступно рынку, открыто для конкурентов. Сэкономить и дать другим лишний козырь или рискнуть и вложиться в технологию — без ИТ-стратега принять такое решение очень сложно.

От «закрывания дыр» до стратегического планирования

При грамотном и целенаправленном переходе от следствия к причинам количество спонтанно возникающих проблем постоянно и существенно сокращается, оставляя руководителям все больше времени на стратегическое планирование, а не на «закрывание дыр».
В компаниях, не придающих значения формированию ИТ-стратегии, обычным является подход, когда руководитель ИТ-службы не принимает участия в обсуждении стратегических вопросов, а вызывается только для консультации при решении конкретной технической проблемы. Нередко в этом случае ИТ-специалисты работают как «затычка в бочке», а автоматизация в компании осуществляется по лоскутному принципу. При таком подходе очень трудно использовать ИТ в полной мере для принципиального улучшения деятельности компании. Если на первом месте стоит только обеспечение новыми технологиями, а не принципиально иная организация работ, то мы приходим к «автоматизации существующего бардака». И в этом смысле очень важна эволюция функций ИТ-директора от решения инцидентов до выявления и ликвидации источника проблем. Такие преобразования непременно приведут руководителя ИТ-подразделения к необходимости в полной мере погрузиться в бизнес компании, в организацию и оптимизацию всех процессов.

При грамотном и целенаправленном переходе от следствия к причинам количество спонтанно возникающих проблем постоянно и существенно сокращается, оставляя руководителям все больше времени на стратегическое планирование, а не на «закрывание дыр».

Расчет рентабельности инвестиций, проведенный с помощью программы исследовательской корпорации Alinean, показал, что в течение ближайших трех лет после перехода компании «МегаФон» на новую операционную систему ожидается экономия за счет сокращения совокупной стоимости владения в размере 68 млн рублей.

От настройки ПК до ИТ-идеологии

Так что же делать главному ИТ-специалисту, который хочет изменить свой статус и влиять на ситуацию в компании, участвуя в формировании и реализации ИТ-стратегии? Прежде всего, следует понять, насколько он сам готов к таким изменениям. Хватит ли желания, сил, времени и даже смелости на то, чтобы перейти с относительно спокойной работы технического специалиста на очень ответственную и полную рисков деятельность ИТ-директора?

Истинный ИТ-директор не остановится на решении запланированных технических вопросов и внедрении выбранного продукта.

Истинный ИТ-директор не остановится на решении запланированных технических вопросов и внедрении выбранного продукта. Ведь он представляет высокие технологии в отдельно взятой компании, а они на то и «высокие», чтобы непрерывно развиваться… Ему придется постоянно учиться, узнавать новое, находить нужные и полезные решения для бизнеса. Такой ИТ-директор не ограничится собственным развитием, он будет вести просветительскую работу внутри компании для того, чтобы помочь руководству максимально эффективно для бизнеса использовать достижения информационных технологий.