В Нацбанке не могут этого не понимать. Тем не менее, как утверждает собеседник, инициатива регулятора является прогрессивной и своевременной. Ведь рынок получает новый, безопасный инструмент регулирования ликвидности. Не исключает аналитик и другого мотива действий НБУ — интеграция банковских систем двух стран.

Делает ненужными значительные валютные накопления предприятий для расчетов в будущих периодах, что, вероятно, заставит банки все чаще обращаться к новому инструменту. Объемы операций не будут большими и вряд ли превысят 1 млрд долларов в год. Тем не менее это позволит частично компенсировать текущий дефицит торгового счета.

Пока же говорить о каких-либо перспективах нового инструмента рано — вкус к нему у отечественных банков отбивают слишком высокие тарифы северных соседей. Кроме того, напоминает финансист, лишь со временем станет ясно, как регулятору удастся воплотить задуманное в жизнь, ведь, по украинской традиции, любую хорошую инициативу можно «перечеркнуть» легким росчерком пера на уровне нормативных актов.

По мнению участников рынка, с большой долей вероятности можно утверждать, что большого спроса на инструмент в ближайшее время не будет. «Если у банкиров не пользуются спросом долларовые свопы, то кто будет покупать российские рубли»,- недоумевает председатель правления «Райффайзен Банка Аваль» Владимир Лавренчук. По мнению его коллеги, председателя правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука, новый инструмент скорее заинтересует российские банки, но никак не отечественные. Следующее слово — за Нацбанком.