«Видимо, авторы проекта рассчитывают на сравнительно более высокую стабильность банковских учреждений по сравнению с общепринятыми компаниями по управлению активами. По сути, предлагаемый подход в отношении корпоративных счетов ФБУ является только конкретизацией существующих норм»,— говорит юрист.

Согласно статье 1034 Гражданского кодекса Украины, учредитель управления и сейчас может отговорить выгодоприобретателей от имущества, переданного в управление.

Учитывая долгосрочность инвестиций в ФБУ, представляется крайне затруднительным прогнозировать социальный и рыночный эффект деятельности фондов. Ведь практика деятельности подобных фондов в Украине не нова, а основная проблема заключается в регуляции их деятельности, говорит руководитель финансового сектора отдела аудиторских услуг консультационной компании «КПМГ в Украине» Вадим Кунцевич. До сих пор инвесторы этих фондов были практически не защищены от мошенничества и элементарного непрофессионализма банка или застройщика, так как банк фактически был кассой и держателем текущего счета, не имеющим контроля над самим строительством. «Естественно, банк не может осуществлять такой контроль профессионально и бесплатно. Следовательно, без привлечения профессиональных участников, некой «службы заказчика», которая действовала бы в интересах инвесторов, закон не внесет существенных изменений в текущую ситуацию»,— предостерегает эксперт.

По мнению аналитика инвестгруппы «Арт-Капитал» Олега Иванца, ФБУ, скорее всего, планируются законодателями как альтернатива ФФС (фонд финансирования строительства), мегапопулярным до кризиса и широко используемым сейчас. Благодаря ФФС возможно было довольно эффективно, в том числе и с налоговой точки зрения, финансировать проекты строительства недвижимости. Такие фонды были довольно рискованными, как показал кризис, однако, тем не менее, популярными.

«Жилищные ФБУ, думаю, смогут составить достойную конкуренцию ФФС и тем самым возродить некоторое доверие к проектам финансирования строительства, в основном за счет большего доверия к банкам»,— предполагает собеседник.

Однако для того, чтобы жилые ФБУ стали популярными, их деятельность должна эффективно и удобно регулироваться (в частности, это касается отсрочки налоговых обязательств). По мнению эксперта, плюсы возможного нововведения очевидны, так как ФБУ представляются удобным инструментом инвестирования. Недостатки же, скорее всего, проявятся в процессе контроля за действиями ФБУ, который должен быть достаточно жестким во избежание махинаций, но довольно либеральным, чтобы механизм работал.

Предоставление же юридическим лицам права входить в состав участников фондов банковского управления участники рынка оценивают в основном позитивно. По мнению Олега Иванца, рост количества инвесторов ФБУ будет способствовать повышению их эффективности и доходности, от чего выиграют рядовые граждане-участники фондов.

«С другой стороны, путем сбора инвесторов — юридических лиц в группы можно будет осуществлять финансирование и инвестирование в программы, поддерживаемые государством, например, в строительство гостиниц в Крыму, Карпатах или объектов малой инфраструктуры. Это, правда, потребует внесения ряда уточнений и дополнений в обсуждаемый законопроект»,— говорит Вадим Кунцевич.

И добавляет, что без участия профессиональной службы заказчика техническая составляющая такой инвестиции и функционирование фонда подвергаются большим рискам.

Автор: Руслан Кисляк