С 21 февраля украинские банки могут обращаться в Национальный банк за долгосрочным рефинансированием и использовать его для выдачи «длинных» (до 5 лет) кредитов ключевым для страны предприятиям. Такое право дает постановление НБУ №47. Однако, как стало известно «ДЕЛУ», МВФ выступает за отмену этого постановления. «Действительно, они (МВФ. — «ДЕЛО») говорят, что негативно относятся к появлению этого постановления. Центральный банк не должен поддерживать кредитование, это не его функция», — сообщил «ДЕЛУ» первый замглавы НБУ Анатолий Шаповалов. Однако в Нацбанке считают, что постановление может оказаться положительным для экономики. «Сейчас внешние финансовые рынки закрыты для Украины, внутреннего рынка (кредитования. — «ДЕЛО») хватает только на латание «дыр» в бюджете, и то не всех. А постановление позволит поддерживать особо важные для экономики предприятия, пускай и не систематично, создать рабочие места», — добавил Анатолий Шаповалов.
Банкиры считают, что если постановление Нацбанка №47 о рефинансировании будет отменено, то это не станет большой потерей для экономики. Пока банки не проявляют особого интереса к дешевому рефинансированию под стимулирующие кредиты. По информации «ДЕЛА», еще ни один банк не воспользовался 47-м постановлением. «Пока что банки только интересуются (возможностью получить рефинансирование. — «ДЕЛО»). Например, недавно к нам обращался УкрСиббанк, консультировался, но не более того», — подтверждает Шаповалов. Банкиров останавливает большой пакет документов, который необходимо подать в НБУ, чтобы получить рефинансирование, и отсутствие информации о возможных заемщиках: брать «кота в мешке» они не хотят. «Мы привыкли собирать огромные пакеты документов для Нацбанка, но то количество бумаг, которое НБУ требует согласно 47-му постановлению, наводит на мысль, что если есть возможность получить деньги другим путем, то лучше избежать обращения в Нацбанк», — говорит председатель правления Банка Кипра Владислав Байрака.
Руководители крупнейших отечественных банков считают, что это не функция НБУ — раскручивать маховик кредитования. «Мой опыт подсказывает, что использование НБУ для целевого кредитования — обременительная схема, которая не дает результата», — говорит председатель правления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук. Банкиры тонко намекают на то, что кредитование корпоративного сектора через НБУ также создает риск коррупции. «Такая схема подразумевает неминуемый субъективный отбор банков», — не доволен Лавренчук.
Альтернативой Нацбанку, как поставщику дешевых кредитов для банков, мог бы стать Банк развития. Но этот существующий во многих развитых странах финансовый посредник в Украине так и не был учрежден. «Стимулирование экономики через Банк развития — это понятный и рациональный механизм, — отмечает Владимир Лавренчук. — Разумной, по моему мнению, была бы схема частичной компенсации Банком развития ставок по кредитам». Одним из вдохновителей создания Банка развития является замминистра финансов, экс-замглавы Нацбанка Александр Савченко. «Мое предложение было таким: из 44 млрд. грн. (сумма, предусмотренная бюджетом-2009 на рекапитализацию банков. — «ДЕЛО») хотя бы 10 млрд. грн. выделить на создание Банка развития», — заявил он недавно на заседании финансового пресс-клуба. Однако правительство в прошлом году направило лишь более 17 млрд. грн. на национализацию Укргазбанка, Родовид Банка и банка «Киев». И эти деньги до экономики так и «не дошли»: часть была направлена на расчеты с вкладчиками, а часть осела на корсчетах.
Однако учреждение Банка развития — это долгосрочный проект. В качестве оперативной альтернативы 47-му постановлению банкиры предлагают НБУ проводить тендеры по долгосрочному рефинансированию банков под стимулирующие кредиты. «Это была бы более прозрачная процедура, чем та, которую Нацбанк предлагает в 47-м постановлении», — считает Владислав Байрака.
Согласно постановлению НБУ №47, банки могут привлекать от Нацбанка рефинансирование «в пределах монетарных возможностей» по низкой стоимости — под 10,8-12,3% годовых. Доходность же ссуд «на выходе» (предприятиям) не может превышать 18,3%. Кредиты за счет рефинансирования банки могут выдавать только ключевым для страны предприятиям, список которых составил Кабмин, но который не обнародован.
Кредитные портфели юрлиц украинских банков
Банки |
На 01.01.2009, млрд. грн. |
На 01.01.2010, млрд. грн. |
Изменение, % |
27,8 |
39 |
39 |
|
36,2 |
47 |
30 |
|
47,0 |
55 |
16 |
|
8,3 |
11 |
32 |
|
9,5 |
12 |
24 |
|
21,5 |
23 |
7 |
|
«Надра» |
7,9 |
9 |
10 |
7,9 |
9 |
10 |
|
«Форум» |
11,6 |
12 |
5 |
8,1 |
8 |
4 |
|
ИHГ Банк Украина |
6,9 |
7 |
-1 |
«Пивденный» |
7,8 |
7 |
-8 |
19,5 |
19 |
-4 |
|
Уникредит банк |
7,7 |
7 |
-13 |
14,5 |
13 |
-8 |
|
11,0 |
10 |
-11 |
|
21,1 |
20 |
-6 |
|
24,1 |
22 |
-9 |
|
Укрсиббанк |
19,9 |
17 |
-13 |
Райффайзен банк Аваль |
29,2 |
24 |
-19 |
Данные Нацбанка