«Минфин» решил разобраться, что на самом деле произошло и можно ли изменить решение банка, если такая проблема вдруг возникла. С этим вопросом мы обратились в сам Приватбанк, к юристам и в Нацбанк.
Вы больше не наш клиент
Жалобы начали сыпаться еще в прошлом году. И ситуация к лучшему не меняется. С начала 2021 года «Минфин» собрал целую «коллекцию» подобных претензий от клиентов Приватбанка. Несмотря на разные обстоятельства, банк отказал в обслуживании полутора десятку клиентов. И это только те, кто счел нужным описать неприятную ситуацию на нашем сайте.
«Снимала деньги в банкомате Приватбанка, который „съел“ мою карту. Позвонила на горячую линию и заблокировала карту, сообщив об инциденте сотруднику банка. Он объяснил, что надо подойти в отделение и получить новую карту. Что я и сделала через несколько дней», — поделилась своей историей LenaKattsyna.
Читайте также: Что делать, если банкомат не выдал денег, списав их со счета
Но в банке LenaKattsyna ждал неприятный сюрприз. Менеджер сообщила, что банк отказывает ей в дальнейшем обслуживании, без объяснения причин.
По словам клиентки, Приват24 продолжает работать, но новую карту банк не выдает. Спустя два месяца пользователь оформила ФОП. Счет для ФОПа в банке открыли, а вот выдать карту для личного пользования в очередной раз отказались.
С похожей проблемой столкнулся автор отзыва под ником slobws: «Оскільки строк дії старої картки закінчувався, хотів отримати нову картку „Універсальна“. Мені сказали, що банк не може видати картку без пояснення причин. Кредитів ніколи не брав, картками користувався лише для зняття готівки та платежів».
Читайте также: Как банки указывают клиентам на дверь и заставляют покупать новые смартфоны
Читателю «Минфина» под ником 21volodimir07 однажды вовсе заблокировали все карты, не считая нужным что-либо пояснить.
«При неоднократном обращении в поддержку по телефону конкретной причины не назвали.
Пользователь не догадывается, почему банк принял такое решение. Обязательные платежи делал вовремя. Причем пополнять карты можно до сих пор.
Клиент Приватбанка под ником qwerty1305 также пожаловался, что ему отказали в обслуживании без причин.
«Не знаю почему, но кому-то там в Привате показалось, что средства, зачисляемые мною же на мою карту, носят „криминальный характер“… Пополнял время от времени карту, чтобы с неё можно было платить за коммунальные услуги, интернет, электричество, совершать покупки на торговых площадках. Кредитов никогда не брал, на карте в „минус“ не уходил, потому как лимит 0…», — делится он.
Что говорит банк
Под отзывами на «Минфине» банки могут оставлять комментарии для пользователей. И Приват воспользовался этим правом.
Где-то служба поддержки банка сослалась на технический сбой, где-то — на финансовый мониторинг.
Большинство заявок с подобными проблемами до сих пор остаются нерешенными.
«Минфин» обратился в Приватбанк с просьбой пояснить ситуацию и получил следующий комментарий.
«Клиентам уже объяснили причины отказа в дальнейшем обслуживании. У специалистов по финмониторингу банка возникли обоснованные сомнения в законности операций, которые проводились через карточки клиентов. Именно поэтому банк был вынужден прекратить сотрудничество с ними.
Перечень рисковых и нарушающих закон операций регламентируется приложением 20 Постановления о финансовом мониторинге. Приложение 12 — описывает действия банковских учреждений при выявлении таких операций со стороны клиентов. Подробнее можно ознакомиться здесь.
Информацию о прекращении деловых отношений предоставили клиентам в телефонном режиме и прислали на почту официальным письмом. Решение принимали индивидуально по каждому из них. Какие нарушения были совершены клиентами, банк не может указать, поскольку это частная информация".
Читайте также: Что будет с депозитными ставками в 2021 году
Финмон лютует
В прошлом году требования относительно финансового мониторинга сильно ужесточились. Новый «антиотмывочный» закон в разы увеличил размер штрафов для субъектов мониторинга за нерадивое исполнение обязанностей.
Банки обязаны проводить политику «знай своего клиента». Поэтому идентификацию частных лиц стали проводить чаще. В рамках данной процедуры им предлагают заполнить анкету, в которой нужно указать имущественное состояние и дать прогноз по объему денежных потоков по карте. Банки обязаны отслеживать операции. Если они слишком частые и на большие суммы, которые не соответствуют материальному положению клиента, финучреждение должно докладывать в соответствующие органы либо отказывать в обслуживании.
Например, через карточные счета физлиц запрещено проводить операции, связанные с предпринимательской деятельностью. Но на практике неофициальный микробизнес массово работает с использованием приватовских карт.
НБУ подробно прописал признаки, по которым банк может отлавливать и пресекать подозрительные финансовые операции. Соответствующее постановление регулятора официально опубликовано 21 мая 2020 года.
Читайте также: Как банкиры вычисляют среди своих клиентов отмывателей «грязных» денег
Что говорят в Нацбанке
В комментарии «Минфину» Нацбанк рассказал о правах банков и их клиентов.
- Перед заключением договора банк обязан ознакомить пользователя с тарифами на обслуживание и правилами использования платежной карты. Об этом говорится в статье 14 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине».
- В договоре, согласно постановлению Нацбанка № 705 от 05.11.2014, банк должен прописать порядок выдачи платежной карты клиенту и рассмотрения споров, а также ответственность эмитента и пользователя.
- Если клиент нарушает условия договора, банк имеет право остановить или совсем прекратить его обслуживание.
В частности, согласно статье 1075 Гражданского кодекса Украины, банк имеет право расторгнуть договор банковского счета, когда речь идет о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.
В Нацбанке утверждают, что такие вопросы должны решаться пользователем непосредственно с банком, а в случае недостижения согласия — в судебном порядке.
Читайте также: Когда в Украине начнут работать «черные» коллекторы
Что советуют юристы
Каждый клиент Приватбанка подписывает договор о банковском обслуживании, с которым можно ознакомиться на сайте.
Если вам отказывают в обслуживании или открытии счета, банк обязан ссылаться на условия договора или конкретную норму закона.
«Если банк не дает обоснованного ответа, значит он превышает свои полномочия и должен нести за это ответственность», — утверждает адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и партнеры» Михаил Можаев.
В зависимости от последствий таких действий банка, применяются те или иные штрафные санкции. В частности, банк могут заставить возместить убытки, которые нанесены клиенту.
По словам адвоката, управляющего партнера юридической компании «Касьяненко и партнеры» Дмитрия Касьяненко, если у банка есть подозрения, что клиент нарушил какие-либо условия договора, он обязан уведомить об этом клиента в письменной форме. И обязательно предоставить аргументы.
Пользователь имеет право опровергнуть подозрения. В течение 10 рабочих дней он может предоставить подтверждение, что нарушений не было. На этот период банк может приостановить предоставление услуг.
«Если клиент нарушил условия договора или проводил незаконные финансовые операции и не смог опровергнуть подозрения, банк имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке», — рассказал Дмитрий Касьяненко. Однако только после письменного уведомления.
То есть, формально банк не имеет права отказать в предоставлении услуг, если клиент соблюдает условия договора. Исключение из правил — ведение подозрительной деятельности и осуществление подозрительных финансовых операций, с точки зрения финансового мониторинга. В таких случаях банк вправе отказывать в обслуживании без объяснения причин.