Об этом в своей колонке на «Минфине» рассказал аналитик ИГ Универ Михаил Федоров.
Четыре если
Если в предстоящем 2020 году не случится какого-либо резко негативного события для Украины, то у экономики страны есть все шансы для ускорения роста. Но важно, чтобы сотрудничество с МВФ продолжилось, ситуация на Донбассе не обострялась, земельная реформа была доведена до конца и никаких негативных политических сюрпризов.
2019 год, вероятно, запомнится тем, что все обсуждали приток иностранного капитала в ОВГЗ, то есть в государственный долг правительства. Но мало кто обратил внимание, что те 110 с лишним миллиардов гривен инвестиций иностранцев в ОВГЗ зашли в условиях паузы в сотрудничестве с МВФ и, что очень важно, при низком кредитном рейтинге страны.
Читайте также: 2020: В ожидании черного лебедя
Рейтинги Украины
В текущий момент стране присвоены следующие кредитные рейтинги от основных мировых рейтинговых агентств:
- Standard&Poor’s — «В», прогноз стабильный;
- Fitch — «B», прогноз позитивный;
- Moody’s – «Саа1», прогноз позитивный.
В этом списке наиболее слабым звеном является рейтинг от агентства Moody’s. В конце ноября 2019 года оно не стало повышать рейтинг с уровня «Саа1», а подтвердило старый рейтинг, поменяв лишь прогноз со стабильного на позитивный. Тогда, в ноябре, «добрых» новостей от МВФ еще не было и активно обсуждался вопрос по Приватбанку. Это, видимо, и помешало Moody’s повысить кредитный рейтинг Украины.
Насколько я понимаю, в этом году Moody’s все же поднимет рейтинг страны до уровня «B», а рейтинг «В», пусть даже самый низкий в виде «В3», откроет двери в Украину для огромного количества денег из-за границы. Ведь как не крути, рейтинг «С» для многих финансовых институтов мира является запретительным барьером для инвестиций. Огромное количество денег по своим внутренним нормативам даже не вправе смотреть на активы, у которых нет рейтинга «В» и выше от всех трех основных рейтинговых агентств мира.
Читайте также: Начало года: Что творится с курсом
Стакан наполовину полон?
Все иностранные деньги, которые зашли в ОВГЗ в 2019 году, — полностью спекулятивный капитал на собственные средства инвесторов. Другой капитал по нормативам банковского регулирования при всем желании не мог зайти в ОВГЗ Украины. И тут можно оценивать ситуацию по-разному, по принципу стакан наполовину полон или пуст. Это, конечно, плохо, что все иностранные деньги — спекулятивные деньги, но, с другой стороны, можно оценить и по-другому. При рейтинге «С» и без МВФ в страну вошло более $4 млрд. Что же будет с МВФ и рейтингом «В»?
А будет следующее: при повышении рейтинга страны объем спроса иностранцев на ОВГЗ увеличится и очень существенно, поскольку мировые банки смогут покупать украинские ОВГЗ. А это вызовет цепную реакцию в мире финансов страны, которая будет позитивна для экономики.
Банкам ничего не останется
Можно взглянуть на ситуацию с позиции закона сохранения энергии, то есть денег. Если портфель иностранцев в ОВГЗ увеличится, еще, скажем, на 200 млрд грн, а общий объем ОВГЗ не вырастет, что же останется украинским банкам?
На 28 декабря 2019 года из общего объема по ОВГЗ в размере 827 млрд грн в портфеле банков было 336 млрд грн, у НБУ — 337 млрд грн, у иностранцев — 117 млрд грн. Если иностранцы купят еще 200 млрд грн, то их портфель в объеме поменяется местами с банками Украины. А это высвободит огромный объем ликвидности.
Куда деваться банкам с деньгами, если вместо 300 млрд грн у них будет только 100 млрд, а монетарная политика НБУ будет мягче, чем в прошлом году, и ликвидности внутри страны будет больше. Общий объем ОВГЗ не вырастет, поскольку такой необходимости не будет, и, скорее всего, общий объем ОВГЗ даже может сократиться, ведь рефинансировать государственный долг можно будет более дешёвыми деньгами МВФ.
Читайте также: Инфляционный таргет: почему именно 5%
Либо кредитование, либо борьба за ОВГЗ
Банки страны окажутся в ситуации, когда им придется увеличивать свой кредитный портфель, то есть в стране будет расти кредитование при падении ставок. В стране нет другого инструмента, куда бы еще можно было бы пристроить сотни миллиардов гривен. В теории можно купить иностранные активы, но в условиях притока иностранного капитала гривна продолжит укрепляться, а доходности на Западе — 2-3% годовых. Удержание просто валюты на счетах — это 0% дохода.
Украинским банкам придется сражаться с иностранцами за ОВГЗ и тем самым гнать доходность по ОВГЗ еще ниже — до 8-9% годовых. Или же переключиться на кредитование с более высокими ставками. Ставки по кредитам при этом будут снижаться, а общий объем выдаваемых займов будет увеличиваться. Это даст очень сильный дополнительный толчок для роста экономики страны.
Читайте также: «Минус» 2% годовых. Приватбанк снизил ставки по депозитам в гривне и валюте
Процесс запущен, имейте терпение
Стоит понимать, что государство с бюджетом — не единственный хозяйствующий субъект в стране. Есть еще люди, компании и банки. Условный рейтинг украинских банков и компаний для мировых финансов не может превышать рейтинг страны. Если у страны рейтинг «С», то иностранное фондирование компаний и банков почти невозможно.
Банки на «Западе» не дадут немецкой или американской компании кредит на строительство завода в стране с рейтингом «С» и не могут поставить такой завод в залог. С рейтингом «В» ситуация будет лучше. С рейтингом «В» строительство чего-либо на кредитные средства иностранными компаниями в Украине будет уже возможно, а это приведет к росту прямых инвестиций и ускорению роста экономики.
Но это, конечно же, процесс постепенный, для начала этого процесса нужно дождаться окончательного решения МВФ.