- 4 жовтня 2013, 12:01
Как фискалы «налоговые ямы» в свою пользу трактуют
Сегодня наиболее распространенный инструмент давления на бизнес — внеплановые проверки, охватывающие одновременно большую цепочку контрагентов. Их результатом является признание сделок между такими контрагентами ничтожными («бестоварными», «фиктивными»). Такие проверки осуществляются под предлогом борьбы с конвертационными центрами. Но реальной целью обычно является выполнение плана по наполнению бюджета за счёт доначисления налогов и штрафов.
Схема нехитрая. Фискалы составляют акт, в котором определяют, что сделки, заключенные одним из контрагентов цепочки, являются ничтожными. При этом они оперируют ст. 215 Гражданского кодекса, в соответствии с которой для признания сделки ничтожной не нужно решения суда в случаях, оговоренных законом. И ссылаются на ч. 1 ст. 228 ГК, мол, сделка направлена на «незаконное завладение государственным имуществом». Получается, что достаточным основанием для признания сделки ничтожной может служить лишь вывод налоговиков о «сомнительном статусе» контрагента, заключившего сделку (например, предприятие не находится по месту регистрации или у него недостаточно, производственных условий для ведения хоздеятельности). Далее акт рассылается в налоговые, на учете которых стоят компании — покупатели товаров/услуг из этой цепочки.
Как правило, в таких случаях представители налогового органа выполняют все предусмотренные законом требования и имеют на руках необходимые документы, дающие право на проверку. Но вместо полноценной выездной проверки они ограничиваются анализом отображенного в акте факта ничтожности предыдущих сделок «проблемного» контрагента. В результате делается вывод о ничтожности сделки между «добросовестным» и «проблемным» контрагентом. Соответственно, налоговики определяют, что операций не было и налоговый кредит по НДС добросовестными контрагентами сформирован безосновательно. Любые доводы о реальности сделок игнорируются.
И с проблемами сталкиваются все добросовестные контрагенты. Налоговые органы снимают и налоговый кредит и налоговые обязательства у всех предприятий, которые участвуют в сделке после «ямы», за исключением конечного покупателя. В результате предприятия-посредники не имеют налоговых последствий, а конечный покупатель, не имея налогового обязательства, лишается налогового кредита.
Действующее законодательство не предусматривает ни право, ни обязанность покупателя проверять технические возможности контрагентов. При этом основные средства и трудовые ресурсы могут привлекаться по договорам аренды, или другим договорам у третьих лиц. Кроме того, согласно решениям Верховного суда, неуплата продавцом налогов в бюджет, не может влиять на права и налоговую ответственность покупателя в случае фактического осуществления хозяйственных операций. Но налоговая привыкла трактовать закон по своему. Ни одна проверка не проходит без доначисления налоговых обязательств и штрафных санкций.
Налоговая разработала комплексную систему предотвращения и противодействия тенизации экономики, которая проходит в два этапа: I-й — до 01.01.2012 г. и II-й — до 01.01.2014 г. Задачами антитеневой системы определено разрушение схем минимизации налоговых обязательств, выявление и пресечение противоправной деятельности субъектов хозяйствования и ликвидация схем уклонения от налогообложения предприятий-выгодоприобретателей.
Система состоит из 30 приложений, которыми в основном являются:
— алгоритмы и критерии отбора налогоплательщиков для отработки, например, по таким категориям, как «выгодоприобретатель», «транзитер» и «налоговая яма»;
— порядки и механизмы отработки отобранных плательщиков.
Алгоритм определения предприятий — «налоговых ям» предполагает ежемесячную оценку по следующим 10 критериям указанным на слайде. Состояние плательщика определяется отдельным кодом, и не соответствие коду 0 «Основной плательщик» ведет к возможной отработки предприятия, как «налоговой ямы».
Для предотвращения создания «фиктивных» предприятий и их использования для уклонения от уплаты НДС, его незаконного возмещения нужно усовершенствовать порядок регистрации предприятий.
В частности, ввести в законодательство нормы о лишении права на увеличение налогового кредита плательщиков налога, имеющих непосредственные хозяйственные отношения с предприятием, деятельность которого в судебном порядке признана фиктивной и прекращена.
Необходимо нормативно определить понятие «фиктивный субъект хозяйственной деятельности». Предусмотреть нормы об административной и уголовной ответственности за представление для государственной регистрации документов, содержащих недостоверные данные, за использование при регистрации чужого паспорта, а также о привлечении за противоправные деяния к юридической ответственности лиц, совершивших государственную регистрацию с нарушением законодательства, создать автоматизированные базы данных по фиктивным фирмам и утерянным паспортам, которые были бы доступны для субъектов предпринимательской деятельности.
|
18
|
- 20:00 Головне за тиждень: в США затвердили допомогу Україні, НБУ знизив ставку
- 17:26 Курс валют на вечір 26 квітня: долар та євро зросли на міжбанку
- 14:55 Середній курс купівлі готівкового долара в банках не змінився. За скільки зараз продають валюту
- 11:45 Stripe прийматиме платежі в крипті, SEC відклала рішення щодо опціонів на спотові біткоїн-ETF: що нового на ринку
- 10:33 Курс валют на 26 квітня: долар у банках подешевшав, євро — подорожчало
- 09:27 НБУ вводить в обіг пам’ятну монету «Чорнобиль. Відродження. Лелека чорний» (фото)
- 08:02 Офіційний курс: НБУ знизив гривню на 20 копійок
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ кажуть, що курсові коливання не несуть ніякої загрози
- 18:17 Блокнот із написом «Buy Bitcoin» продали на аукціоні за $1 млн
- 17:54 Активи «дочок» росбанків вже продано на 5 млрд гривень — Мінекономіки
Коментарі - 1
Осталось выяснить, кого привлекать к ответственности в первую очередь: частного нотариуса, который заверил копии паспортов без оригиналов и их владельцев и тем самым придал юридическую силу ксерокопиям сомнительного происхождения, либо шестерку, которая принесла пакет документов нотариусу и небольшую мзду сверх положенной суммы…