Мінфін - Курси валют України

Встановити
8 серпня 2019, 13:10

Зеленський анонсував земельну реформу і відкриття ринку землі

Президент Зеленський заявив, що цього року в Україні буде проведена земельна реформа, яка дозволить створити ринок землі в 2020 році в 40 мільйонів гектарів. Про це він повідомив під час візиту до Туреччини, передає Уніан.

Президент Зеленський заявив, що цього року в Україні буде проведена земельна реформа, яка дозволить створити ринок землі в 2020 році в 40 мільйонів гектарів.
Фото: latifundist.com

Що це значить

«У цьому році ми обов'язково проведемо земельну реформу, що вже в наступному році дозволить створити ринок землі в 40 млн га, яка є однією з кращих у світі за своєю якістю», — заявив він.

Крім того, президент зазначив, що в Україні вже працюють турецькі компанії, які володіють землею.

Читайте також: ЄББР оцінив втрати економіки України від мораторію на землю

«Сподіваюся, що таких компаній стане значно більше, особливо це стосується південної частини України, де є необхідність у створенні і розвитку меліоративних систем. Тут ми також розглядаємо можливості для державно-приватного партнерства», — додав глава держави.

Під час зустрічі з президентом Туреччини Зеленський також заявив, що у наступні роки економіка України буде стрімко зростати — до 5-7% (ВВП) в рік. «Для цього ми вже цієї осені проведемо ряд необхідних реформ, що дозволить зробити Україну „магнітом“ для іноземних інвесторів», — сказав він.

Коментарі - 72

+
+36
Цой Жив
Цой Жив
8 серпня 2019, 13:29
#
«...в Україні ... турецькі компанії ... володіють землею.»
Це як?
+
+45
DaveGrey
DaveGrey
8 серпня 2019, 14:29
#
Есть такое понятие «Рыночная экономика», слышали о таком? Земля это ресурс (актив), актив который должен приносить прибыль.
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
8 серпня 2019, 14:40
#
Рыночная экономика, это математическая модель в которой все якобы знают все параметры системы и стремятся работать оптимально. Тогда энтропия падает до 25%
+
+15
Indeoo
Indeoo
8 серпня 2019, 15:34
#
Рыночная экономика - это не математическая модель и ничего она подразумевает про участников рынка и их знаний про параметры системы.
+
0
Luckberg
Luckberg
16 серпня 2019, 17:34
#
Согласен,наступает момент,когда никто ничего не понимает,кроме'сил тьмы'.
+
+40
oleg11112222
oleg11112222
8 серпня 2019, 13:34
#
Продали нашу Родину чтобы тусоваться красиво
+
+75
AleksandrBank
AleksandrBank
8 серпня 2019, 13:42
#
На земле нужно зарабатывать, а не смотреть на нее.

Это как то же Антонов, мы такие классные и т.д. у нас самый большой самолет и толку от него когда нет продаж как Боинг или ЭирБас.

Потому тут важно не упускать момент, очень продуманно подготовить законодательную базу.
+
+109
Dobrofey
Dobrofey
8 серпня 2019, 15:44
#
В том-то и дело, что нужно зарабатывать на земле, а не на ее распродаже. Как говорил Марк Твен, её больше не производят. Распродадут Украину как обещали, а новые земли где брать?
+
+28
vlad9486
vlad9486
8 серпня 2019, 20:31
#
Никто не собирается распродать землю. Собираются разрешить тебе ее продавать.
+
+15
faxbox
faxbox
9 серпня 2019, 12:42
#
В условиях неимоверной коррупции КБ Антонова ещё как-то выживает и за это им большой респект. Подумайте, легко-ли выжить, когда даже в собственной стране, правительство не поддерживает собственное самолётостроение. Ведь потребность даже во внутренних авиаперевозках колоссальная!
Лучшие маршруты отданы МАУ, который на монопольной основе, по бешеным ценам возит людей на Боингах и Аирбасах.
Почему нет государственной программы, по которой на внутренних авиаперевозках поставить наши самолёты?
Конечно, легче купить в три дорого старый Боинг, через оффшорные компании и как всегда подеребанить вершок…
И так во всём, вместо того, чтобы отремонтировать локомотивы на жд, покупают 1 или 2 импортных, по баснословным ценам, срывая при этом графики грузоперевозок из-за отсутствия и нехватки локомотивов, хотя их сотни стоят «под забором» требующих ремонта.
С горэлектротранспортом тоже самое.
+
0
DaveGrey
DaveGrey
9 серпня 2019, 15:35
#
С Боингами проблем меньше и чаще они же и дешевле в обслуживании, больше пилотов и все такое.
+
0
Luckberg
Luckberg
16 серпня 2019, 17:41
#
Не верно,все ес страны дают землю только для работы на ней,не для продажи.надо сначала выровнять доходы средних украинцев и средних граждан ес ,и только потом открывать рынок земли,перед этим разобраться во всех прдыдущих сделках с землей,вернувшись лет на20!
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
8 серпня 2019, 14:24
#
Поржал там за 15 лет не успеют все сделать
+
+38
vlad9486
vlad9486
8 серпня 2019, 20:41
#
Відмова від ринку землі це не економічна позиція, а релігійна. Саме через дохристиянські релігії (духи предків, які живуть в землі) не можна було продавати землю. Те, що український народ досі проти цього, говорить про те, що у нас дуже примітивне архаїчне суспільство. Трагедії додає ще те, що ми найбільше у Європі постраждали від рабства що виражалося у формі прикріплення до землі (кріпацтво).
+
+11
BobKickass
BobKickass
8 серпня 2019, 21:41
#
Ох, тут вы ошибаетесь. Причина как раз очень даже экономическая. Если завтра разрешат продажу земли, то ни у одного агрохолдинга не найдется миллиардов долларов на ее покупку, а ведь они уже воспринимают ее как свою, так зачем платить больше если можно просто продлить мораторий...
+
+45
Zhmunya
Zhmunya
8 серпня 2019, 21:55
#
А такое слово как аренда вам о чем-то говорит? Только по рыночной стоимости, которую сформирует рынок, а не за мешок муки и литр масла.
Отсутствие рынка порождает коррупцию и занижение стоимости аренды паев.
+
0
BobKickass
BobKickass
9 серпня 2019, 8:55
#
А я разве что то против рынка сказал? Я то как раз двумя руками за! Читайте выше кто против и почему. Повторюсь, они (агрохолдинги) воспринимают землю как СВОЮ уже, им для этого не нужен рынок. Это понимает любой кто хоть раз пытался выдернуть арендный пай после окончания договора.
+
0
Zhmunya
Zhmunya
9 серпня 2019, 14:39
#
Будут перестраивать бизнес-модель как и большинство других, которые сидели на корупционных схемах и не урегулированных вопросах в законодательстве.
+
+15
jurius
jurius
13 серпня 2019, 8:18
#
Будет рынок земли будет и аренда по рыночной стоимости. Не будет рынка земли - будет теневой рынок как сейчас
+
0
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 9:30
#
Это да, агробизнес против. Но противники реформы не только бизнес, но и простые ватники-шариковы.
+
0
jurius
jurius
13 серпня 2019, 21:24
#
Вишиватники-Шарикови в цьому питанні також цілком підтримують ватників
+
+41
Светлана Юхнич
Светлана Юхнич
8 серпня 2019, 22:37
#
Спочатку треба дати кожному українцю по одному гектара землі для ведення сільського господарства а хто бажає і більше, згідно Конституціі України, а потім відкривати ринок землі. Прості жителі України даже 20 соток не можуть отримати а турки володіють Українською землею.Всі володіють, тільки не українці.
+
+43
vit555z
vit555z
8 серпня 2019, 23:28
#
«… треба дати кожному українцю...»
Вы мне напомнили Шарикова: «Вот взять бы всё, да и поделить!»

Вопрос в том, что вы хотите 20 соток, а лучше гектар в Конче-Заспе или на крайний случай в пригороде одного из крупных городов.
Начните с себя. А не с кожного украинця. Вы приезжайте в село, где мои родители, я вам бесплатно дам 20 соток огорода. И можете ещё взять в аренду у моей мамы 2 га пахотных чернозёмов за тысячу гривен в год.
+
0
Светлана Юхнич
Светлана Юхнич
9 серпня 2019, 23:34
#
20 соток никому не надо.И для покупки 20 соток рынок земли открывать не надо. Путь людям дадут по одному на и тогда каждая семья будет иметь от 3 до 10 на. И тогда люди будут обрабатывать эту землю а не здавать в аренду за копейки.
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
9 серпня 2019, 7:17
#
Абсолютно до пизна что там цыгане воображают. Когда был Савелий то он негативно относился до истреблений и геноцидов, истребить  цыган и их бастардов - татарчу вообще не проблема.
+
+12
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 9:29
#
А чому кожному? На скільки я розумію, жителям міст давали векселі заводів, а жителям сіл по два гектара. Мої родичі отримали.
+
0
vit555z
vit555z
9 серпня 2019, 23:21
#
Та трохи не так. Вексели - это вы спутали с ваучерами. Но ваучеры получили ВСЕ граждане Украины, в тч и колхозники. А вот землю колхозники поделили исключительно между собой. Распаевали, называлось.
+
0
Luckberg
Luckberg
16 серпня 2019, 18:02
#
Не надо людей дурить:ринок землі -тільки для українців.Для іноземців -орнда! Точно так!Но при этом тянули лет 20 и на умерших пая не дали,а многих стариков просто кинули.
+
0
Светлана Юхнич
Светлана Юхнич
9 серпня 2019, 23:36
#
Моя семья живет в селе уже 20 лет.И еще никому ничего не дали.Ни одной семье...Нужно делать референдум по этому вопросу а не одному человеку это решать..
+
0
vlad9486
vlad9486
10 серпня 2019, 9:23
#
Это нужно было подсуетсться и что-то там оформить. С неба оно не падает. А сейчас уже поздно, все роздано.
+
0
vit555z
vit555z
15 серпня 2019, 20:44
#
Суетиться нужно при ловле блох.
А в данном случае земельные паи получили колхозники (члены колхоза), а сельские учителя, продавцы сельских магазинов, работники сельрад и пр. рабочие - не получили паёв. 
Вот кстати интересный ответ тем демагогам, «активистам борьбы с коммунизмом», насчёт того, что коллективизация якобы не дала землю крестьянам, а вплоть до того, шо взагали отобрала. 
+
+2
loza260
loza260
9 серпня 2019, 16:41
#
Редко пишу комменты, но данная тема очень болезненна именно для простого обывателя.Ну нельзя продавать землю кому бы то ни было, нет четкого понимания чем это все закончится, пусть внуки и правнуки решают, если созреют к этому, иначе все будет как всегда… А по поводу активы должны работать, так они и так работают и дают рекордные урожаи, другой вопрос кто и по чем их продает и какие налоги при этом платит гос-ву… Такие глобальные вопросы должны решаться только путем референдума и никак иначе. Если какие то турецкие фирмы и владеют чем то, то в любом случае это пока не законно
+
0
loza260
loza260
9 серпня 2019, 16:50
#
Продавайте заводы,параходы,если они разваливаются,но земля-это святое!!!
+
0
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 16:52
#
Предлагают не продавать, а разрешать продавать (а значит и покупать). Две большие разницы.
+
+14
loza260
loza260
9 серпня 2019, 17:03
#
Не цепляйтесь к словам,дедушка который ничего не соображает и ему пофик,что останется его внукам,лишь бы спокойную старость в квартире (желательно в Киеве) себе обеспечить,не является весомым аргументом
+
+45
vit555z
vit555z
9 серпня 2019, 23:30
#
А в чём святость? Когда аргументов нет, то в ход пускают символизм. 
Земля - это собственность, даже сегодня. Только её не разрешают продать. Уже сколько десятков тысяч людей умерло, не имея наследников, и земелька перешла под дерибан дельцов из сельских рад и пр. коррупционеров, которые её передали или «своим» или в «нужные руки».

И это вообще то право собственника, как ею распоряжаться. Если для кого то эта земля святая - он не будет её продавать. А будет молиться на неё. А если у кого то другого безсовестные барыги за безценок арендуют его пай, варварски истощая его землю подсолнухом, рапсом и кукурузой каждый год - то это дело другое.
+
0
loza260
loza260
9 серпня 2019, 17:04
#
Просрут за копейки и понятно что просрут в итоге иностранным партнерам-это к гадалке не ходи
+
0
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 17:11
#
Украинцы могут покупать землю в иностранцев, а иностранцы в украинцев не могут. Несправедливо.
+
+2
loza260
loza260
9 серпня 2019, 17:36
#
Секунду,речь ведь о землях сельхоз назначения,ну и по чем она к примеру в польше или еще где,только такого качества как у нас.Ок,тогда цена соответствующая должна быть,ниже которой нельзя,но суть в том что никто не будет на этом заострять внимания и все пройдет очень плохо для Украины в целом. Я понимаю,новой команде нужны деньги,для реализации проэктов,но давайте землю пока не трогать...
+
0
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 18:39
#
Земли сельхоз назначения есть много где в мире и всюду есть рынок земли. А новая команда это делает не из-за денег в казну. Не нужно путать государственную казну и экономику
+
+2
loza260
loza260
9 серпня 2019, 18:58
#
Ну деньги в бюджет поступят не малые и это хорошо...а по поводу рынка земли,именно сельхоз назначения,если вы к примеру возьмете страны где исторически так сложилось,как и наличие оружия у населения,так это не есть положительный пример,там рады бы повернуть все вспять,да не получится...Есть ведь много положительных примеров в странах,где запрещена продажа земли стратегического значения,да именно стратегического,потому что это единственное на чем держится Украина и почему все вокруг так яростно пытаются ее раздербанить...поймите,пока мы не ограничим возможности олигархических групп,ничего хорошего из этого рынка земли не получится
+
+2
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 19:56
#
Денег в бюджете станет немного больше из-за роста налоговых сборов из растущей экономики. Само по себе разрешение продавать не принесет деньги в бюджет.
+
+2
loza260
loza260
9 серпня 2019, 17:07
#
Вспомните что в итоге с пресловутыми ваучерами произошло,эмиссия,продажа,итог,доморощенные олигархи
+
0
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 17:13
#
Всем лучше если земля будет принадлежать тем, кто эффективнее её использует. Эффективно используют землю большие компании, которые могут её обрабатывать лучшими технологиями.
+
+12
loza260
loza260
9 серпня 2019, 17:30
#
Вот и отлично,пусть берут в долгосрочную аренду у владельцев,ну а если сами владельцы не могут объединится и сложить реальную стоимость аренды,то о какой продаже может идти речь,но не готов еще к этому продавец
+
0
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 17:44
#
А от чего продавец станет готов? От ожидания? Что изменится? Сидеть и ждать не вариант, только практика приводит к росту.
+
+2
loza260
loza260
9 серпня 2019, 17:55
#
Вы ведь не мито на авто обсуждаете,здесь глобальный вопрос,ошибка в котором может приобрести глобальные последствия....играться и экспериментировать можно с чем угодно,где можно будет переиграть не один раз...
+
0
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 18:38
#
Какие ещё глобальные последствия? Похоже что вы не понимаете о чем речь.
+
+2
loza260
loza260
9 серпня 2019, 19:00
#
Глобальные в том,что обратного хода не будет,ну это как позволить всем иметь оружие,потом попытаться его отобрать...
+
+12
loza260
loza260
9 серпня 2019, 19:17
#
Ок,давайте поумничаем,если я чего то не понимаю,давайте плюсы,исходя из того,что к примеру сейчас земля у вас в аренде на 50 лет или в собственности...только не говорите,что вы туда больше навоза будете сыпать,потому как она ваша стала или вы коровник не можете построить,а то вдруг зерез 50 лет вы его потеряете...давайте конкретику
+
0
vlad9486
vlad9486
9 серпня 2019, 19:28
#
Во первых, её можно будет купить и делать бизнес. Во вторых, её можно будет заложить и получить кредит (который понадобится, чтобы делать бизнес). А теперь вы давайте конкретику, что может произойти плохого.
+
+14
loza260
loza260
9 серпня 2019, 19:39
#
О плохом я уже писал выше и ниже,не хочу повторяться.Берите в аренду и делайте бизнес,берите кредит под будущий урожай,на данный момент куча банков вам его предоставят...еще плюсы
+
+14
loza260
loza260
9 серпня 2019, 19:41
#
Кстати экономически это дешевле,ведь вы возьмете в аренду,за буханку хлеба,а не выложите за нее кучу денег
+
0
MILEBCKIY .
MILEBCKIY .
10 серпня 2019, 8:22
#
«Вот и отлично,пусть берут в долгосрочную аренду у владельцев» вы лично знаете какая ныньче цена на аренду? они мизерная и ниже не куда. После рынка земли цена на землю станет рыночной. Потому что сейчас получается так, ну не хочешь здавать «НАМ» в аренду ну у тебя больше ни кто и не возьмет.
+
0
Светлана Юхнич
Светлана Юхнич
9 серпня 2019, 23:41
#
В нашем районе большые компании продают землю.Каждый год уже 10 лет подряд сеют кукурузу обрабатывая ее всякой фигне.И это вы говорите передовые технологии..
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
9 серпня 2019, 17:31
#
Тот, кто добирается (достатком) до вопроса покупки земли в Украине - легко его решает за деньги.
Судя по всему лазеек более чем достаточно, чтобы купить землю даже при наличии так называемого «моратория».
Это обычному смертному - это мораторий. А те у кого есть деньги - без проблем этот вопрос урегулируют.
Поэтому уже сейчас украинской землей МОГУТ владеть хоть турецкие, хоть китайские, хоть компании из самого Мордора.
Почему до сих пор богатые иностранцы не скупили всю землю в Украине?
Видимо риски для чужаков больше, чем возможный профит.
Сделайте прозрачную систему, понятные правила и дайте гарантии инвесторам - все само устроится. А пока - это все абы поговорить.
Ничего не изменится после отмены моратория.
Игроки на рынке останутся все те же. Новые не придут.
А для тех, кто есть сейчас, при наличии договора аренды земли на 50 лет за буханку - зачем тратить еще средства для ее покупки?
+
+2
loza260
loza260
9 серпня 2019, 17:48
#
Почему не скупили,да потому что не могут полностью законно этого сделать и все эти покупки,дырка от бублика при наличии моратория,если реально разобраться...Вы сами говорите за копейки и сами себе противоречите,значит пусть все скупят за копейки,причем уже все по закону.Мне вот честно,не жалко людей которые подписывают контракты на 50лет аренды,за гроши,в чем проблема,пойди к соседям,поговори,в судебном порядке перезаключи договор аренды и получай достойную оплату...так этого нет и еще видимо долго не будет.Теперь представьте продажу,думаете не объегорят селян?
+
+15
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
13 серпня 2019, 11:10
#
Сумбурно написал видимо.
Картина сейчас с мораторием:
1. Земля переходит в собственность даже при наличии моратория. Обычному человеку это не доступно. Тот, у кого есть деньги - вопрос решает.
2. При наличии ресурса у тебя есть два пути: аренда либо покупка земли. Оба варианта доступны опять же тем у кого есть деньги.
3. Заниматься бизнесом в Украине зарубежным конторам стрёмно ибо сами знаем почему. Инвестиции об этом свидетельствуют. При нашем потенциале считаем, что их просто нет.
4. Из-за такой картины спрос на эту самую землю мог бы быть намного выше. И цены на покупку и аренду рыночными, а так получается рынок земли Украины - «клуб для избранных».
5. За селян вообще не говорим, т.к. это «подножный корм» для тех у кого есть деньги. На них всем *** . Кому они упали? Купили один комбайн с GPS и заменили пол села.
И вот вопрос.
Что изменит «открытие рынка земли»?
Мое мнение - ничего. Все останется, как и прежде.
+
0
loza260
loza260
9 серпня 2019, 18:20
#
Я голосовал за Зеленского и его команду и желаю им только добра.Очень тяжело, уверен, но кому, как не ему, с его незапятнанной репутацией, не навести порядок с олигархической системой.Будет очень много ошибок и побед, НО есть непоправимые ошибки, на которые никто не имеет права…
+
+59
BobKickass
BobKickass
9 серпня 2019, 19:38
#
Видно  читать программу кандидата в президенты все так же не модно, иначе как обьяснить что люди против земельной реформы и за Зеленского.
+
+15
vit555z
vit555z
9 серпня 2019, 23:34
#
Оно и видно, что вы голосовали. А то я интересуюсь психотипом того стада, то есть той части народа, которые такое отчудили.
+
0
loza260
loza260
9 серпня 2019, 20:04
#
Бывают парадоксы не правда ли?...просто выразил свою позицию,хотя конечно понимаю что это капля в море)...я пользуюсь этим сайтом из личных соображений и плюс,читаю новости.Это наверное единственный принципиальный вопрос,во всем остальном я согласен,не бывает побед без поражений,даже у полководцев великих
+
0
Zhmunya
Zhmunya
9 серпня 2019, 21:20
#
Почему вы решили, что будет обязательно плохо прописан закон и доступ получат иностранцы сразу на приобретение земли, а не просто урегулировано правовое поле в этой отрасли? Если ничего не делать, то конечно вероятность ошибки низкая, но стоимость этого сильно высокая. Дождемся проекта закона, а потом будем высказывать ожидания от него. На текущий момент все только предпологаю что в нем будет, а чего нет.
+
0
Светлана Юхнич
Светлана Юхнич
9 серпня 2019, 23:47
#
Почему китайцы свою землю не продают.?
+
0
Zhmunya
Zhmunya
10 серпня 2019, 0:00
#
Без малейшего понятия и меня их земля не интересует.
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
13 серпня 2019, 11:15
#
В смысле?! Численность населения видели? Или считаете, что она у них в избытке и они могут ею (землей) приторговывать?
У них города негде строить уже, живут друг на друге. Остались лишь пустыни.
+
+29
vit555z
vit555z
9 серпня 2019, 23:43
#
Как то странно читать, что главным опасением есть аргумент, что мол иностранцы скупят землю. И эти же самые люди, кто это кричит, вверили Украину в полнейшее внешнее управление тому же самому Западу. Всё делается по западным лекалам, превратились де факто в колонию Запада. Угробили свою промышленость, чтоб устранить конкурента Западу. Поставляем дешёвую рабсилу Западу. Выкачиваются все ресурсы, лес рубится подчистую, и по той же земле - в том числе всё что выращивается на земле в основном выращивается для того, чтобы сдать на экспорт. 

+
+15
MILEBCKIY .
MILEBCKIY .
10 серпня 2019, 8:26
#
Читая комменты понимаю, на сколько народу промыли мозги о том что мораторий это хорошо, всю землю скупят иностранцы и другое...
Во всем мире не скупили но у нас скупят, а то что сейчас землю за копейки орендуют и делают с ней что хотят это никто не говорит. У меня лично есть пай и продавать его после ввода рынка я не собираюсь, а собираюсь и дальше сдавать в оренду но уже по другой цене на самом деле рыночной.
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
13 серпня 2019, 11:19
#
Чтобы Вам сдать ее по рыночной цене - рынок земли не обязательно должен быть открытым.
Надо чтобы в Украине бизнес-климат сменился и инвесторы могли спокойно прийти и работать. Тогда будет конкуренция хоть какая-то.
Ну, или любой другой вариант. Главное конкуренты. Если будут монополии, то не видать нам адекватных рыночных цен.
+
+15
Danconia
Danconia
17 серпня 2019, 11:38
#
Собрались безземельники  (гор жители ) и обсуждают тему моратория на землю..

Вот если офисный планктон захочет к примеру стать фремером возьмет кредит и вложится в землю..  - если будет рынок земли это можно будет сделать а при моратории это делать крайне опасно.

Мораторий это искусственно созданные условия когда в агро бизнесе только «свои люди» а все остальные мелкота с 6-12 сотками земли.

+
+15
Danconia
Danconia
17 серпня 2019, 11:39
#
Ничто в этой стране не делалось для защиты интересов простых людей и  мораторий был так же защитой людей не простых..
+
+30
jurius
jurius
17 серпня 2019, 12:10
#
Мораторий был защитой постсовкового дебилизма в этой стране и в этом плане Украина стала настоящим заповедником совковых рудиментов. Хотите жить как лучшие страны, учитесь принимать универсальные для всех правила.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися