Мінфін - Курси валют України

Встановити
28 травня 2013, 17:45

МВФ требует ужесточения упрощенной системы налогообложения

Согласно появившейся в СМИ информации, среди условий Международного валютного фонда, выдвинутых украинской стороне для возобновления кредитования, содержится блок требований относительно реформирования системы упрощенного налогообложения. В частности, речь идет о необходимости ликвидации 4, 5 и 6 групп «упрощенцев», а также увеличения налоговой нагрузки на первую и вторую группу. Кроме того, предлагается уменьшить количество предприятий, могущих работать во второй и третьей группах.

МВФ требует ужесточения упрощенной системы налогообложения.
Фото с сайта study.ru

Мнения опрошенных экспертов относительно оправданности предлагаемых Фондом мер разделились.

Голоса «За»

Как замечает генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий Валерий Гладкий, в Украине упрощенную систему налогообложения давно и прочно ассоциируют с низкими ставками налогообложения. В то время как мировая практика функционирования упрощенной системы подразумевает всего лишь упрощение процедуры администрирования налогов: их уплаты и декларирования. А посему рекомендации МВФ относительно необходимости увеличения налоговой нагрузки на предпринимателей первой и второй групп при одновременном ограничении сферы применения такой системы плательщиками с оборотом до 300 тыс. гривен выглядят оправданными. «В противном случае „упрощенцы“ будут использоваться в схемах налоговой оптимизации крупного бизнеса. Сторонники нынешней „упрощенной“ системы налогообложения по сути выступают лоббистами схем налоговой оптимизации крупного бизнеса с использованием упрощенцев», — считает собеседник.

Вместе с тем, уверен почетный президент юрфирмы Jurimex Данил Гетманцев, этапы ужесточения «упрощенки» должны быть обозначены заранее и понятны бизнесу: «Ужесточение налогообложения должно быть сопряжено с комплексным реформированием налоговой системы, которое сделает невозможным любые злоупотребления со стороны налоговых органов».

Советник практики корпоративного права, M&A ЮФ Integrites Ярослав Абрамов напоминает, как в свое время обосновывалось создание пятой и шестой  групп. В частности (помимо внешнего стимула в виде «налогового Майдана»), ГНСУ заявляла, что целью создания групп является расширение круга налогоплательщиков, которые будут иметь право воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Это должно было послужить инструментом легализации доходов предпринимателей за счет уменьшения налоговой нагрузки. Планировалось, что это позволит получать, оценочно, более миллиарда гривен дополнительных поступлений в бюджет ежегодно (судя по всему, эти ожидания не только не оправдаются, но и изначально были завышенными). Изменения вполне вписывались в логику разрешенного ранее отнесения на валовые расходы затрат на оплату юридическими лицами услуг СПД.

Однако была и другая сторона медали — уже при введении новых групп со стороны экспертов звучали заявления о том, что использовавшиеся ранее схемы будут продолжать работать без необходимости введения пятой и шестой группы — просто за счет дробления финансовых потоков на большее количество субъектов. Особенности структуры льгот этих групп давали все основания ожидать особого внимания со стороны ГНСУ к соответствующим плательщикам, и эти ожидания оправдались, констатирует юрист.

 «Четвертая, пятая и шестая группа упрощенцев — это по своей сути уже не микро-предприниматели, поскольку там допускается доход от 3 до 20 млн. грн.  Очевидно, что такие обороты уже дают возможность нанимать бухгалтера и вести учёт по общим правилам.  А если предприниматель такого делать не хочет, то есть большая вероятность, что пользование этой группой обусловлено не размером бизнеса, а участием в определённых схемах по уклонению от налогов», — считает руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий. По большому счету, добавляет аналитик, нормально работающий бизнес платит налогов меньше, чем 10% от оборота, в отличие от «упрощенца» 6 группы. Наверное, именно эта логика обусловила соответствующие требования МВФ. 

Аргументы «Против»

Что касается рекомендации увеличения налоговой нагрузки для первой и второй групп, то, уверен Александр Паращий, требование это достаточно спорное. «Ставка налога для этих категорий действительно низкая (114,7 грн и 229,4 грн в месяц, соответственно). Однако для этих групп существуют очень серьёзные ограничения, и использовать их как инструмент для ухода от налогообложения очень сложно»,  - замечает собеседник.  

По словам юриста ЮФ FELIX Инны Плескач, первая и вторая группы — наиболее уязвимая категория плательщиков. Регулировать размер ставок для них нужно очень осторожно, иначе предприниматели очень легко уйдут в тень. «Того же эффекта мы добьемся, урезав третьей группе оборот до 800 тысяч гривен — мы просто получим в бюджет 5 (или 3) процента не от трех миллионов, а от 800 тысяч», — предупреждает юрист.

Если же исключить из системы упрощенного налогообложения 4 группу, то предприятий-единщиков со статусом плательщика НДС не останется вообще. Это исключает возможность использовать упрощенную систему при работе с крупными заказчиками, которым нужен налоговый кредит.

По мнению юриста, ужесточение упрощенной системы вызовет волну напряжения в обществе, бизнес опять уйдет в тень и оттуда уже не вернется. «Малый бизнес составляет в экономике Украины очень незначительную часть (по разным оценкам, от 5 до 6% ВВП), в отличие от развитых стран. Усилия фискалов следует перенаправить на крупный бизнес на общей системе», — уверена Инна Плескач.

Согласен с коллегой президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его мнению, МВФ слишком формально подходит к экономике Украины. «С точки зрения экономической теории может специалисты Фонда и правы, но, к сожалению, экономика Украины имеют свою специфику. Бессмысленно надеяться, что вследствие ликвидации нескольких групп упрощенцев увеличатся поступление в госбюджет. Скорее наоборот, увеличится лишь теневой сектор экономики», — уверен аналитик. Более эффективными для Украины окажутся, к примеру, отказ от НДС и переход на налог с оборота, снижение единого социального взноса и упрощение администрирования налогов. «Специалисты МВФ может и учились в Гарварде, но было бы очень хорошо, чтобы они прогулялись по столичному Троещинскому рынку. Может, тогда не давали бы таких бессмысленных советов», — бросает собеседник.

Источник

Коментарі - 6

+
+12
tyutyun
tyutyun
28 травня 2013, 18:04
#
Кто же их направит на крупный бизнес, который весь представлен в парламенте
+
+27
sertrpmailru
sertrpmailru
28 травня 2013, 18:48
#
Вообще-то МВФ требует привести в порядок бюджет. А как, они не конкретизируют. Их цель, чтобы он наполнялся быстрее, чем разворовывается. Они хотят гарантий возврата долгов, а внутренние разборки бизнеса их не волнуют!
+
0
Atemboss
Atemboss
28 травня 2013, 19:35
#
Налоги должны платить все. И олигархи, и чп. Это норма для всех цивилизованных стран.
+
+6
Alex2307
Alex2307
28 травня 2013, 21:56
#
Да пох… й мы согласны кого загнать упращенцев, легко. Потом загоним пенсионеров, ветеранов, инвалидов остальных в шахты уголь добывать. Нам то главное бабло получить та поделить поровну по заслугам. А скот когда выйдет из шахт он и расчитается с зарплаты. Так что все по честному.
+
0
OSY
OSY
29 травня 2013, 0:06
#
Я бы пару этих советчиков которые «за» взял за ручку и поводил бы по нашим предпринимателям… если они нашли бы хоть 20% которые нормально сейчас себя чувствуют и развивают бизнес. вручил бы диплом « Лучший специалист по налогооблажению», а если нет наградил бы почетной путевкой… в сибирь… Мне Вот что интересно нахрена нам кредит который все равно проедят и раздерибанят… он же в + не пойдет только хуже будет. Не они конечно начнут говорить что пойдут на покрытия пенсионного и других дыр, начнется построение демократии как в Европе, мол надо двигаться в ногу с Евросоюзом… тогда пусть и обратную сторону медали покажут… весь Евросоюз должен Германии, она уже давно окупировала всю Европу, только зачем воевать, тратить ресурсы… проще дать в долг и посадить на кредитно-долговую иглу.Ведь при еще образовании ЕС немцы прекрасно знали что греки банкроты и что придеться их тянуть как и многие другие страны Евросоюза. Интересно эти горе эксперты понимают что любой бизнес построен на прибыли и для МВФ деньги как товар им нужен прирост, и с чего это они вдруг решили давать под такие маленькие проценты всем странам… что то в чистоту ихней любви я очень сильно сомневаюсь. Но еще больше сомневаюсь зачем нам кредит если наши депутаты считать не умеют… могут только отнимать и делить…
+
+4
Artpravda
Artpravda
29 травня 2013, 10:28
#
Если правительство плохо, аморально, неэффективно, то виноваты в этом сами граждане страны, которые позволяют такому правительству существовать, не могут его контролировать.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися