ВХОД
Вернуться
okhrimenko
Александр Охрименко Александр Охрименко
Зарегистрирован:
16 февраля 2010

Последний раз был на сайте:
10 декабря 2016 в 21:26
Подписчики (1435):
01206263
Vladimir Vakaruk
37 лет, Україна, Солотвино
Polly77
Polly77
Berx
Дмитрий Печеник
20 лет, Запорожье
IronVovik
IronVovik
91427929
Viktor Rosokha
48 лет, Хуст
70059242
Дмитрий Кожух
lyubyts
lyubyts
ggeenn1313
ggeenn1313
Balamut999
Balamut999
Nataliukraina
Наталия Оверко
Киев
YaroslavFortuna
Ярослав Фортуна
32 года, Киев
yermak
yermak
все подписчики
Александр Охрименко — Александр Охрименко  RSS блога
экономист
27 сентября 2010, 15:28

Слуги жаловались, что господа не побили их как следует

Любим мы иной раз вспоминать былое, которое мало, что помним, а еще при этом со слезой в глазу говорим: «Ах, какое было время! А теперь…». Может оно и так, но право же, когда действительно изучаешь историю, но не официальную, а типа обывательскую, то мысли разные в голову лезут. При этом складывается порой мнение, что, наверное, правы классики, которые говорили, что все повторяется. Вот и сейчас, столько разных разговоров ведут об эпохальном событии, связанном с принятием Налогового кодекса. Отдельные политики уже спешат заявить, что только благодаря Налоговому кодексу жизнь начнется хорошая и богатая.

Вот, через семь лет, можно будет праздновать 500-летие, как в землях Московии побывал посол Императора Сигизмунд Герберштейн. Это было время, когда Великим князем в Московии был Василий Иоаннович, отец Иоанна Васильевича, которого мы в учебниках истории учили, как Ивана Грозного. В те далекие времена, хотя и редко, но послы в русские земли заезжали. Но, этот посол оказался необычный. Он по результатам своих путешествий написал книгу, по тексту почти как записки путешественника. И может потому, что это именно записки, а не официальный документ, его читать поучительно и интересно.

Какие были деньги в Московии?

Своих золотых монет не было. Поэтому в царскую казну скупали или брали в виде налогов золотые монеты у заморских купцов. Под страхом смерти запрещали деньги за пределы Московии вывозить. Чем не золотовалютный запас.

Основная монета была деньга, небольшая серебряная монета. Но при этом рубль Московский стоил 200 денег, а вот рубль Новгородский и Псковский уже 220 денег. А Рижский рубль стоил все 400 денег. Чем вам не обменный курс. Из текста не ясно, или это соотношение было постоянным или менялось.

О торговле в Московии.

Цитата о русских купцах:

«Торгуют они с великим лукавством и коварно, не скупясь на слова, как о том писали некоторые. Мало того, желая купить вещь, они оценивают ее с целью обмануть продавца менее чем в половину ее стоимости, и держат купцов в колебании и нерешительности не только по одному или по два месяца, но обыкновенно доводят некоторых до крайней степени отчаяния».

И еще цитата:

«… ибо у купцов есть такой обычай, что при покупке и продаже они предлагают свое посредничество и обещают той и другой стороне свое верное содействие, получив от каждой из них особые подарки».

И еще цитата:

«Именно коль скоро московиты очень дорого оценивают меха, приобретенные ими в другом месте за дешевую плату, то иностранцы в свой черед, может быть, по их примеру противопоставляют им свои товары, купленные также дешево, и запрашивают за них дороже».

Внешнеторговый баланс и тогда был притчей во языцех. Можно только гадать и думать, кто на ком наживался.

Об таможенных сборах.

С торгового оборота взимали налог 7 денег с рубля. Если перевести на наши деньги, то это не много. Если учесть, что рубль равнялся 200 серебряных денег, получается что пошлина всего 3,5%. Но, был в русских землях такой обычай: все купцы, которые привозили товар, обязаны были этот товар показать государственным чиновникам, которые его переписывали и докладывали Великому князю и начинались тянуться месяцы ожидания. Ибо вначале Великий князь имел право купить, что из товара, или не купить, и только потом можно было уже выставлять на продажу. Но, как рассказывали Сигизмунду купцы заморские, что это ожидание можно ускорить, если дать подарок государственному чиновнику. И чем подарок достойнее (дороже) тем быстрее и разрешение на торговлю получишь.

О кредитовании в Московии.

Цитата:

«Ссужать деньги под проценты у них в обычае, хотя они и говорят, что это большой грех, никто почти от него не воздерживается. Но процент прямо-таки невыносим, именно с пяти всегда один, то есть со ста двадцать. Церкви, как сказано выше, кажется, поступают более мягко, именно они берут, как говорят, десять со ста».

Чтобы было понятно небольшое пояснение. Согласно Библии давать деньги в рост, под процент считается грехом. Хотя в самой Библии о ростовщиках ни слова не сказано, там, есть только упоминание, как Иисус Христос начал выгонять из храма менял, это скорее протест против валютных операций. Но, пусть это богословы разбираются. Но, как видите, хотя это и считалось грехом, но кредиты все равно давали. И процент брали в целом не такой уже и большой 20%, почти, как и сейчас. Но церкви, наверное, потому что они больше всех и выступали против ростовщиков, давали ссуды под 10%. Как-никак льгота.

О госпошлинах.

Цитата:

«За написание постановления или произнесение приговора при иске в один рубль судье следует заплатить девять денег, секретарю, у которого печать, — один алтын (6 денег), писарю — три деньги».Это получается, что госпошлина по судебному иску обходилась в 9% от суммы иска. Правосудие, оно всегда дорогим было. Это теперь оно у нас почти бесплатное.

О налогах с крестьян.

А что крестьяне. Там все просто.

Цитата:

«Крестьяне шесть дней в неделю работают на своего господина, а седьмой день предоставляется им для собственного хозяйства».

Поэтому хорошо было дворам, когда было там два работника. Один мог работать на господина, а второй уже на своем поле. А еще крестьяне должны были платить оброчные деньги на защиту границ; давать лошадей для ямской службы (государственная почтовая служба); работать бесплатно на строительстве укреплений и мостов; предоставлять провианты и коней, если господин ехал на военные сборы или войну; давать кроме оброка еще дополнительно скот, пищу, полотна, если сын или дочка господина женится.

И еще цитаты:

«Как бы ни был беден знатный человек, он все же считает для себя позором и бесчестьем работать собственными руками».

Это цитата Сигизмунда Герберштейна:

«Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе»

И самая последняя цитата:

«Поденщикам [которые живут трудом и нанимаются на работу (operam suam vendunt)] они платят в день по полторы деньги, ремесленник получает две, но они не будут работать усердно, если их хорошенько не побить. Я слышал однажды, как слуги жаловались, что господа не побили их как следует».

Оплата труда и тогда был вопрос сложный. Хотя и решался явно очень просто — как платят, так и работают.

Просмотров: 979, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии (21)

+
+4
drserg
drserg
27 сентября 2010, 15:47
#
Браво!
+
+24
Zedd
Zedd
27 сентября 2010, 16:35
#
А че в обзоре нет о гривне? Рубль по сути то появился из гривны…

История — это единственная наука к которой я всегда относился достаточно серьезно (наверное серьезней чем к чистой экономике)…

Народ всегда угнетался властью:
вспоминаю трудопалочки, налоги деньгами (при том что зарплату никто не платил) и это все было СОВСЕМ недавно…

Шо тут сказать — так устроен земной мир…

П.С. Ростовщичество среди своих считалось грехом у иудеев (считай тот же Ветхий Завет) и наоборот дать под процент чужаку — мегареспект…
+
+4
heyzues
heyzues
27 сентября 2010, 23:45
Вавилон
#
Вот они все в банках и на волл стрите, и сидят.
+
+3
alter
alter
27 сентября 2010, 17:03
alter
#
на днях выложу свои мысли на счёт ссудного %!
накипело
чтоб разогреть вас — вывод таков: ссудный % = инфляции!!!
+
0
alter
alter
27 сентября 2010, 17:07
alter
#
а вообще, я бы не доверял этим «историкам» — вы верно заметили — это суть «дорожные заметки»
ещё Ломоносов в своё время боролся с Немцами — писателями истории Руси! О как — немцами писана история!!! это факт!
+
+4
RaSvet
RaSvet
27 сентября 2010, 17:16
#
«Это цитата Сигизмунда Герберштейна:
«Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе»»
Это они свои драные штаны пытаются извечно напялить на нас. Рабами ОНИ были — рабами и помрут.
Всегда важно не то ЧТО именно говорят, а КТО именно говорит, особенно учитывая некоторые личностные аспекты этого самого Сигизмунда. Прочитайте В.Полуйко «Лета 7071» и перед Вашими глазами встанет совсем иная Московия и совсем иной Иван Грозный со своими проблемами.
А быт и жизнь разных слоёв населения описан исключительно живо, будто сам там побывал.
Небо и земля! Ибо Полуйко историк и патриот своего отечества, а Герберштейн… даже говорить не хочу.
+
0
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
27 сентября 2010, 17:24
Киев
#
Не внимательно читали. Герберштейн не встречался Иваном Грозным, он был во времена его отца Василия Ивановича
+
0
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
27 сентября 2010, 17:23
Киев
#
Любые исторические записки это только наблюдения постороннего. Оно может быть не всегда красиво, но за то интересно и поучительно. Очень часто официальная история очень уж прилизана и там нет места бытовым зарисовкам.
Действительно 500 лет назад и Московия и Германия была другой. Тут не спор историков, а показа того, что было тогда, чтобы сравнить, что имеем сегодня.
+
0
RaSvet
RaSvet
27 сентября 2010, 17:54
#
Я ведь тоже не писал что они встречались. Ваш блог прочёл внимательно и к чему он написан понял прекрасно. Однако.
Однако я бы сравнивал больше с СССР в период с 1927 по 1953. Вот уже, к примеру, раздаются голоса о том что «можно задерживать подростков 11 лет, „ежели их поведение вызывает подозрение“. Вот не допускаю я мысли что в Разбойном приказе московском сидели на нарах отроки лет 11, поскольку праздно шатались по рынку в светлое время суток. Тут хоть при Иоанне Васильевиче хоть при Василии Иоановиче. А тов.Сталин своей заботой не обошёл ни одного слоя населения.
Вот и сейчас всё начинает работать по принципу: „Никто не забыт, ничто не забыто“
+
+21
RaSvet
RaSvet
27 сентября 2010, 18:30
#
«Я слышал однажды, как слуги жаловались, что господа не побили их как следует»
Представляю себе как два мужика лёжа на завалинке «прикалываютя»:
«А чё, Егорша, сегодня хреновато без боярских трандулей лошадей запрягать то?»
А тот ему, давясь смехом со слезами: «Да он давеча хотел сапогом мне в зад заехать, да промахнулся и попал по наковальне. Тяперича хромает как тот мерин старой»
И оба в регот.
А мудрый Сегизмунд все записал и сделал свой вывод: русский не только не божет без бития трудится, но и тяжко страдает, когда «без трандулей»-то.
+
0
BIG
BIG
27 сентября 2010, 19:04
Иван, Киев
#
Все старо как этот мир. Спасибо за сравнение. Очень интересно!!!
+
+7
2226365
2226365
27 сентября 2010, 21:05
Денис, Киев
#
О кредитовании в Московии.

Цитата:

«Ссужать деньги под проценты у них в обычае, хотя они и говорят, что это большой грех, никто почти от него не воздерживается. Но процент прямо-таки невыносим, именно с пяти всегда один, то есть со ста двадцать. Церкви, как сказано выше, кажется, поступают более мягко, именно они берут, как говорят, десять со ста».

Чтобы было понятно небольшое пояснение. Согласно Библии давать деньги в рост, под процент считается грехом. Хотя в самой Библии о ростовщиках ни слова не сказано, там, есть только упоминание, как Иисус Христос начал выгонять из храма менял, это скорее протест против валютных операций. Но, пусть это богословы разбираются. Но, как видите, хотя это и считалось грехом, но кредиты все равно давали. И процент брали в целом не такой уже и большой 20%, почти, как и сейчас. Но церкви, наверное, потому что они больше всех и выступали против ростовщиков, давали ссуды под 10%. Как-никак льгота.

— автор немного ошибается, церкви не давали в долг под 10%, это грех, как сказано у него же, имеется ввиду, церковная десятина, т.е. 10% отдай церкви, а платить церковную десятину было принято всегда.
+
0
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
27 сентября 2010, 21:13
Киев
#
Десятину я тоже знаю. Но действительно, церкви действительно давали в долг, хотя и проклинали. Вообще считали, что монахи тоже не должны иметь личного имущества и жить в нищете, но это не мешало монастырям быть самым богатым учреждениям царской России
+
+3
2226365
2226365
27 сентября 2010, 22:58
Денис, Киев
#
Пожалуйста, приведите ссылки или другие источники, я сейчас час времени провел в поисковиках, таких фактов не обнаружил. Везде написано, что грех.

А то, что церкви обладают огромными деньгами это факт, с этим я не спорю, ведь все верующие честно платят десятину, причем в отличии от налоговой реальную.
+
+9
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
27 сентября 2010, 23:16
Киев
#
Не когда в монастыре не были. То то. Грех, грехом, а деньги деньгами. И в долг давали и откупщиками были по пиву и водке. И с холопов три шкуры драли. Все было. Ибо богатства за просто так не получается.
Еще раз повторяю. В Библие о том, что деньги давать под проценты ничего не сказано. Там только о менялах. Это уже священники менял притянули к ростовщикам и я так понимаю. что разговоры о грехе это не более, чем пиар ход, чтобы в займы брали у них, а не у ростовщиков
+
+10
Zedd
Zedd
28 сентября 2010, 08:40
#
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост.» (Второзаконие 23:19)

«и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.» (Второзаконие 28:12)
+
+11
Zedd
Zedd
28 сентября 2010, 08:43
#
П.С. Александр, Вас есть за что уважать. Прошу — не розочаровывайте…
Православная церковь денег в рост НИКОГДА не давала…
+
0
heyzues
heyzues
28 сентября 2010, 08:48
Вавилон
#
Хранит ли церковь деньги в банке, на депозите?
+
0
RaSvet
RaSvet
28 сентября 2010, 12:41
#
У церквей свои банки. И бизнес свой. При чём не один.
+
0
Zedd
Zedd
28 сентября 2010, 08:48
#
П.П.С. Первые кредиты «от церкви» появились в эпоху крестовых походов, когда многие богатые рыцари сдавали своё состояние в управление «храмовникам»

Но это уже другая кухня, не будем здесь об этом (православие vs католицизм)…
+
0
Zedd
Zedd
28 сентября 2010, 09:15
#
П.П.П.С. Системное ростовщичество. От средневековья до наших дней. Часть 1.
Католики в ростовщичестве: судный день ссудных денег
rossia3.ru/politics/foreign/sist_rost

Интересная информация, хотя конечно может быть преувеличена… Но почитать познавательно…

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд