ВХОД
Вернуться
bfmgroup
Андрей Стадник
Зарегистрирован:
16 января 2011

Последний раз был на сайте:
27 июля 2016 в 16:17
Подписчики (88):
anna77
Анна Молдавская
39 лет, Кривой Рог
Letos
Letos
31 год
innasmit1
innasmit1
Днепропетровск
miro2
Миро Граф
Одесса
CoffeeMan
CoffeeMan
Feygin
Юрий Фейгин
68 лет, Керчь
BIGor
BIGor
Andrew92
Andrew92
infopotok
infopotok
Киев
Shara
Shara
indagame
IndaGame Games
26 лет, Киев
byg
byg
все подписчики
Эксперт по управлению проектами и инвестиционному менеджменту. Координатор BFM Group Ukraine
27 февраля 2013, 11:15

И директорам свойственно ошибатцца!

Для одного российского журнала давеча предложили написать большую статью на тему «Ошибки директоров компаний». Писать то начал, но тема, по сути, бесконечна так же, как и ремонт квартиры, который можно только прекратить. Да и я словно чукча – пою, что вижу, не желая систематизировать (пусть уж этим всякие бизнес-гуру балуются, выдавая свои сентенции в последней инстанции). В общем, не желая изображать из себя очередного «Капитана Очевидность» из бесчисленной армии бизнес – консультантов, решил материал в редакцию не отсылать, тем более, интернет пестрит глубокомысленными измышлениями по подобной тематике.

Что примечательно, у горе — консультантов уже присутствует даже этакая мода давать этим опусам типовые названия, наподобие «10 основных ошибок руководителей». Или «15 вариантов, как развалить бизнес». А то «20 вещей, которые нельзя говорить персоналу». И так далее. А еще обратите внимание на то, кто пишет такие статьи. Акцент всегда ставится на корпоративных взаимоотношениях, конфликтологии, делегированию обязанностей, тайм-менеджменту, мотивационным решениям. Специализация HR- специалистов и коучеров видна даже невооруженным глазом.

Нет, ну все там очень верно и правильно. Только «За» – и даже всеми конечностями. Всесторонне поддерживаю мысли, изложенные в каждой такой статье. Да вот одна беда. Любим мы пытаться переносить западную кальку на наш менталитет. А она, как правило, и прямо не укладывается, и ломом не вбивается. К тому же, в таких материалах мало, прямо катастрофически не хватает, наглядных ситуаций и разборов прикладных примеров из жизни отечественного бизнеса. Впрочем, и неудивительно. С развитием блогов, продвижения статьями и SMM-технологий, материалы на тему менеджмента появляются как грибы после дождя. Ну а как, извольте, само реализоваться молодому, амбициозному, выпускнику поселковой МБА-школы, почувствовавшему себя гуру бизнеса? И неважно, что не обсохли еще чернила на дипломе, как и молоко на губах. Вольное изложение заимствованных мыслей из изученных трудов профессуры Гарвардского и Стенфордского университетов, засвет себя любимого в блогах придает важности, уверенности в непререкаемости собственного авторитета, а еще возможности дописать в своем резюме строчку «автор многочисленных публикаций..»

Вообще, я скажу такую вещь, вот чем мы, постсоветские люди отличаемся от европейцев с американцами, так тем, что буквально на генном уровне у нас заложено неприятие ошибок. Любых. Еще бы его не было, если ошибки у нас подсознательно ассоциируются с термином «вредительство», и его следствием, таким как «высшая мера социальной защиты». Впрочем, у молодого поколения таких ассоциаций уже нет, что, наверное, есть хорошо.

Уж спасибо Советскому Союзу и его идеологии непререкаемых авторитетов, но на постсоветском пространстве не существует культуры отношения к ошибкам. Это пронизывает все наше общество сверху и донизу, вне зависимости от уровня совершающих эти ошибки. От правительства до продавца шаурмы. Люди, не стесняющиеся публично признавать допущенные ошибки, у нас по-прежнему остаются в жутком дефиците. Мы уверены в том, что специалист своего дела не может совершать ошибок в принципе, по той причине, что он все-таки профессионал. Ну а раз ошибка совершена и раскрылась публично, то и не специалист он никакой. Обманул, негодяй такой. Да гнать его с волчьим билетом к чертям собачьим!

В результате все наше бизнес-сообщество страдает одной неприятной болезнью. Мы опасаемся лишний раз брать на себя ответственность. Если же что-то идет не так, как планировалось, наши люди будут пытаться свалить вину на других, перевести стрелки, или попросту скрывать от акционеров отрицательные результаты в надежде, что авось все как-нибудь и само собой рассосется. Прежде всего, это стратегическая ошибка многих собственников. Ведь именно они зачастую закручивают гайки наемным руководителям, ставя их в «рамки успешности». В результате, часто бывает так, что ранее успешный бизнес рушится именно по причине того, что наемный топ-менеджмент всего лишь стабильно и надежно управляет процессами, не вмешиваясь и не переживая за какие либо стратегические решения.

Ну, а что прикажете делать бедному директору или руководителю подразделения, если он четко привязан к ключевым показателям эффективности (KPI), в которых предусмотрен только рост количественных и качественных показателей, и даже временная стагнация – причина для увольнения? В результате, витающим где-то в облаках собственникам просто некому обосновать необходимость каких-либо качественных изменений.

Думаю, не стоит приводить примеры из жизни. Кроме самых юных читателей, все наверняка видели достаточное количество бизнесов, развалившихся по причине того, что собственники руководствовались принципом «Я тут самый умный и не учите меня жизни, пока я плачу вам зарплату».

А сколько было ситуаций, когда стратегическое, но воспаленное, мышление собственников приводило к постановке задач, подобных «на Марсе будут яблони цвести». В результате все равно крайними оказывались директора, неправильно вникнувшие в величие мысли и накосячившие в мелочах.

Так вот, возвращаясь к «западной кальке» и вопросам управления персоналом. Здесь обычно допускаются две стратегические ошибки. Первая – как раньше говорил – бездумное копирование, а вторая – полное игнорирование чужих рекомендаций (пусть и теоретических) с последующими потугами изобретения собственного колеса.

Ну, вот пример, раз уж заговорили о показателях эффективности. Прочитали заумную статью о системе сбалансированных показателей – давай внедрять. Да вот только чаще всего их разработка спускается либо в HR-отдел, либо, что еще хуже, непосредственно руководителям структурных подразделений в рамках их компетенций. На выходе получаем стопку бесполезных и неработающих бумажек, а ключевые показатели эффективности в результате превращаются в массогабаритный макет мотивации.

Первые лица компаний зачастую не понимают, что ответственность за то, чтобы система работала как слаженный механизм, лежит на них, а не на начальнике отдела кадров или, завхозе дяде Васе, которого для пущего апломбу обозвали административным директором. А не хотят вникать. Вот в этом, наверное, и кроется основная ошибка, из которой проистекают все остальные.

Какая все-таки гремучая смесь иногда образуется в мозгах собственников от накопленных амбиций, самоуверенности, нежелания ни читать, ни учиться, и никого не слушать.

Еще на стадии старта у таких собственников единственной картинкой в голове была та, как вот он во фраке и с тростию дефилирует мимо радостно гудящих станков. Со склада колоннами выезжают грузовики с товаром. Бухгалтерия подсчитывает чистую прибыль. Все кажется легко и просто, а с приемом на работу первого персонала включается мания величия. Да и не барское это дело, вникать такие мелочи, как отсутствие в депо маневрового тепловоза, вследствие чего нельзя вовремя загнать цистерну с топливом, задержки товара на таможне или наезд налоговой милиции. А в результате неадекватная линия поведения первых руководителей компании часто приводит к тому, что квалифицированный персонал предпочитает поискать другое место приложения усилий, чем наблюдать ежедневно глупость, хамство, недоверие к людям и отсутствие желания вникать в операционные детали. И хорошо еще, когда собственник один, ещё можно чего-то понять о его планах и хотелках. Но когда собственников несколько, и между ними постоянно ведется подковёрная игра через наемных руководителей, период, когда поздно исправлять ошибки, наступает лавинообразно и заканчивается одинаково крахом компании.

Ошибки ошибкам рознь.

Бывают ошибки, возникшие вследствие определенных причин, таких как неблагоприятная и слабо прогнозируемая внешняя среда. Но управленческие ошибки, возникшие вследствие условий неопределенности, есть естественной частью процесса. Важно только уметь сохранять этакий люфт на случай возникновения непредвиденных ситуаций, позволяющий выходить из них с минимальными потерями. А так, конечно ошибки. Да.

Случаются ошибки, лежащие на поверхности. Допущенные по причине воспаленных амбиций и феерической некомпетентности собственников или руководящего персонала.

О таких ошибках бесполезно предостерегать. Срабатывает естественный отбор. Да и пусть срабатывает. Что-либо объяснять либо помогать таким горе-боссам нечего, да и не хочется.

 

Андрей Стадник

Эксперт по управлению проектами и инвестиционному менеджменту.

Собственник BFM Group Ukraine

Просмотров: 1420, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии (5)

+
0
Toha
Toha
27 февраля 2013, 14:09
toha, Столица!
#
УвЫ, таких боссов у нас — 99,9% от их общего неуменьшающегося количества.
+
+14
brigadirius
brigadirius
27 февраля 2013, 15:29
Киев
#
Ну так посмотрите кто у нас собственники предприятий. В подавляющем большинстве это бывшие чиновники-казнокрады поднявшиеся на приватизации. Откуда у них возмётся интеллект для объективного анализа структуры управления на собственном предприятии.
+
+8
Prostak
Prostak
28 февраля 2013, 10:43
#
Все правильно написано. Но есть много примеров и другихз подходов. И уже давно не все собственники — бывшие чиновники… Так говорить — это оправдание того « Почему я не собственник? »

Но одна из главных проблем экономики это не «основываясь на знаниях, опыте, мозгах принять правильное решение», а у нас надо «решить вопрос !». И вот это « решалово» часто лучше получается у бывшего чиновника, который МБИЭей не заканчивал…
+
+33
Евгений Исаев
Евгений Исаев
1 марта 2013, 10:03
Киев
#
Проблема еще в том, что у нас слишком быстро становятся топ-менеджерами. Вон у забугорных коллег, даже если ты сын самого крутого боса, то, скорее всего, ты начнешь деятельность в корпорации на низших должностях, дабы четко уяснить операционные особенности бизнеса. У нас же считается круто поставить в совет директоров годовалого сына. Да и зрелые собственники часто приходят в бизнес с ментовско-чиновьичьих должностей, мало понимая в функуионировании бизнес-предприятия. Вот и пытаются командовать на основе своего крайне усеченного кругозора. А вот «красные» директора, у которых часто действительно есть чему поучиться, к сожалению вымирают.
+
0
Toha
Toha
1 марта 2013, 10:13
toha, Столица!
#
Я вас поправлю -быстро становились до 2009 года, откуда и родом основная часть нынешних «молочных» боссов, умело раздувающих щеки, но не более того.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд