«Сейчас деятельность в сфере рейтингования регулируется достаточно слабо. Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» установлены лишь общие рамки деятельности рейтинговых агентств», — сообщает комиссия.
Слабыми местами в сфере регулирования деятельности рейтинговых агентств является вопрос раскрытия информации об их деятельности и методологии оценки, которая используется агентствами. В частности, действующим законодательством не установлено требований к методологии и рейтинговых процедур, применяемых рейтинговыми агентствами.
В комиссии отметили, что разработанный проект закона системно охватывает все вопросы, касающиеся регулирования и надзора за деятельностью в сфере рейтингования.
Документом определены следующие виды рейтингов: кредитный рейтинг юридического лица; кредитный рейтинг долга, долгового обязательства (в том числе финансового инструмента) рейтинг корпоративного управления; суверенный рейтинг; рейтинг финансовой надежности (устойчивости) страховщика.
Законопроект вводит механизм авторизации рейтинговых агентств, которые намерены присваивать публичные кредитные рейтинги. Комиссия в установленном ею порядке будет осуществлять авторизацию таких рейтинговых агентств, в том числе иностранных, и выдавать свидетельства о включении в Реестр рейтинговых агентств.
Комиссией будут установлены особенности авторизация иностранных рейтинговых агентств, а также процедура подтверждение кредитного рейтинга, присвоенного международным (иностранным) рейтинговым агентством.
Авторизованные рейтинговые агентства должны будут соответствовать определенным требованиям, среди которых:
- создание исполнительного органа и набсовета рейтингового агентства; введение адекватной политики и правил;
- наличие надлежащих административных и учетных процедур, механизмов внутреннего контроля, действенных процедур оценки риска, порядка контроля и защиты систем обработки информации;
- наличие постоянно действующего комплаенс подразделения или отдельного должностного лица (комплаенс офицера);
- механизм постепенной ротации рейтинговых аналитиков и лиц, что подтверждают рейтинги;
- соблюдение правил обнародования кредитных рейтингов и прогнозов рейтингов;
- раскрытие регулярной информации о деятельности уполномоченного рейтингового агентства.
Кроме того, с целью усовершенствования процесса надзора на рынке рейтингования законопроектом предусмотрена возможность осуществления НКЦБФР оценивания профессиональной деятельности на рынке рейтингования и субъектов, осуществляющих такую деятельность.
К числу приоритетных направлений оценивания отнесены – состояние корпоративного управления, соответствие осуществления рейтинговой деятельности требованиям законодательства, обеспечение соблюдения участниками рынка рейтингования прав клиентов, прочее.
Законопроект вводит обязательные платежи на рынке рейтингования. Они будут уплачиваться в специальный фонд госбюджета в виде административных платежей за внесение в Реестр рейтинговых агентств и платежей надзора за авторизованными рейтинговыми агентствами.