Наглядно: зарплата в одном интернациональном заведении общепита в Киеве составляет 7000 грн, а в польском таком же – уже 15 000 грн. Если учесть, что Киев – самый богатый на зарплаты город, и средняя з/п составляет порядка 9 000 грн, то польские зарплаты начинаются от 10 000 грн, чаще всего составляют 16-20 000 грн, а для квалифицированного персонала могут доходить до 30-35 000 грн. Так что если нужно быстро накопить деньги на большую покупку или важное событие в жизни – приходится ехать к соседям.
А хлопоты? – спросите вы. Ну, есть вакансии от посредников, которые обещают при трудоустройстве официальный трудовой договор (право на отпуск для отдыха в течение 20 дней в году, пенсионное страхование, страхование по инвалидности и т.п) – и, что наиболее вероятно, за такие хлопоты придется заплатить.
Тем более, что некоторые агентства предлагают широкий спектр услуг. Таких как:
- Контракт с работодателем;
- Открытие рабочей визы на полгода с правом продления;
- Страховка;
- Проживание (в некоторых случаях и питание) за счет работодателя;
- Сопровождение и консультация до полного трудоустройства, перетрудоустройство ( если работа закончилась, не нравится или форс-мажор). У некоторых агенств есть три перетрудоустройства для вас.
Впрочем, польские работодатели для особо затребованных кандидатов предлагают жилье, договор о трудоустройстве, а также фирма высылает бесплатно приглашение.
Еще один вариант – «Трудоустраиваем по биометрическому паспорту сроком на три месяца с последующим оформлением визы». Собственно, вариантов трудоустроиться теперь много – было бы желание.
А вот с желанием как раз все в порядке. По данным Нацбанка Польши, уже 1,2 млн украинцев трудятся в этой стране. Новых желающих не останавливает изменение правил польских властей на трудоустройство иностранцев. Мало того, в сети не трудно найти ссылку на разъяснение польских пограничников о возможности работать по биометрическому паспорту. Хотя, конечно, это означает не возможность приступить к работе сразу, но, по крайней мере, осмотреться, найти себе потенциального работодателя и иметь право легально просить у государства разрешение на работу или так называемое «освядчення» – декларацию о намерении трудоустройства иностранца.
Что же толкает украинцев в «объятия» польских работодателей? Увы, не только деньги.
По данным опроса, проведенного сайтом rabota.ua, более 80% опрошенных считают, что даже введение безвизового режима не изменит отношения украинских работодателей к своим сотрудникам.
«Украинские работодатели не привыкли ценить персонал» — таков вердикт респондентов. Как правило, это опыт неудачных трудоустройств, невыплаченных вовремя зарплат и премий, а иногда банального не человеческого отношения. Поэтому украинским работодателям теперь придется, как героине детского стишка «Федорино горе», не просто пересмотреть свое отношение к сотрудникам, но и убедить их в том, что они изменились в лучшую сторону.
Иначе те, кто успел получить биометрический паспорт, поспешит им воспользоваться. А это – достаточное количество: Государственная миграционная служба (ГМС) Украины за три месяца 2017 года выдала более 600 тыс. биометрических паспортов, и планирует выдать еще 2,4 млн таких документов до конца года, как сообщил Арсен Аваков.
Итак, на кону 3 млн «биометрических» украинцев. За них польские работодатели готовы бороться с украинскими, ведь нынешние заробитчане помогли снизить уровень безработицы до 8% – самый низкий в стране за 25 лет и один из самых низких в Европе. И это долгоиграющая стратегия в стране со стареющим населением и тысячами вакантных мест. Привлечение заробитчан снижает расходы для компаний и увеличивает скорость роста экономики Польши. Сейчас это около 4% в год, что более чем вдвое выше темпов развития западных государств.
А уж Украине только и остается, как наблюдать за тем, как проворные соседи привлекают то, что нужно им самим – количество украинских вакансий с января 2015 года выросло в три раза. Кто придет на эти рабочие места?