За последнее время в страну завезли больше миллиона этих призрачных автомобилей. Это миллиарды долларов серого импорта. И теперь каждый десятый на дорогах Украины – это литовско-польский призрак. И если к фразе о том, что эти люди – самый большой кошмар на дороге, можно относиться по-разному, то никто не станет спорить, что в случае ДТП, даже со смертельным исходом, водитель может просто сбежать. И его не найдут. Поэтому и автомобиль призрачный. Вроде он есть, а в базе его нет.
Важно понимать, что машины завозят не частники. Это лазейка для крупных поставщиков, массово освоивших схему. И завозят эти автомобили тысячами. И дальше уже зарабатывают. Ведь любому бизнесмену будет приятно, когда ты можешь продавать товар ниже рыночной стоимости, и при этом получать прибыль. Плохо только тем, кто работает по белому и законопослушно.
И да, автомобили в Украине дорогие. И можно относиться к этому по-разному. Кто-то скажет, что это украинские автомобилисты пролоббировали себе для получения сверхприбылей. И будет прав. А кто-то отметит, что это бережет наши города от вечной пробки. И тоже будет прав.
Но вопрос в другом. Перед законом все должны быть равны. И все должны быть равны на рынке. Если вы считаете, что машины в Украине слишком дорогие, то добейтесь того, чтобы все автомобили были дешевле. А не открывайте схему. Потому что тогда человек, работающий по закону, почувствует себя трижды идиотом. Во-первых, потому что работает по белому и теряет клиентов, которые уходят в серую зону. Во-вторых, потому что сам тоже наверняка покупает машину на чистых номерах, а значит, переплачивает относительно «хитрого умника». А в-третьих, потому что как налогоплательщик еще и оплачивает все это из своего кармана. Прекрасный стимул для выхода из тени. А так система не работает. Тем более, чем больше будет «литовцев», тем меньше давление на парламент для отмены протекционистских мер.
И да, если теперь все эти литовско-польские призраки придут и потребуют легализовать их, то снова есть риск повторить «вкладчиков банка михайловский». Эти люди знали, на что идут. Они сознательно обманывали закон. Они воровали из бюджетов больниц и школ. И должны за это заплатить. Хотя поверить в это трудно.