Правильное время
Отказ от ставки — правильный шаг, и сейчас для этого лучшее время. Libor используется для определения стоимости контрактов на сумму свыше $350 трлн: процентные ставки по деривативам, корпоративные облигации, ипотечные закладные и т.д. Но с течением времени ставка перестала делать то, для чего была придумана, и пала жертвой манипуляций.
С конца 80-х годов, Libor определялась ежедневно, путем опроса банков — сколько они готовы платить за межбанковскийкредит. Сейчас банки не слишком часто одалживают деньги тем способом, который отслеживался с помощью Libor. К 2015 году менее трети от всех заявок на долларовый трехмесячный кредит основывались на реальных транзакциях. Недостаток реальной активности открыл банкирам путь к манипуляциям при определении ставки. Большая часть таких махинаций произошла в 2000 годах, что подорвало доверие к финансовым рынкам. Некоторые банкиры получили тюремные сроки за это.
Рынку необходима более эффективная эталонная ставка, или набор ставок, основанных на реальных, обозреваемых транзакциях. ФРС работает над этим, собирая данные, которые необходимы для отслеживания ставок. Это получило название Казначейский рынок рефинансирования. Но пока существует Libor, принять лучший стандарт невозможно.
Немногие участники рынка захотят выпускать облигации или брать кредит на основании новой ставки, пока существующий рынок деривативов не позволит хеджировать эти контракты. С другой стороны, нет стимулов создавать подобные дериватитвы до тех пор, пока нет достаточного количества облигаций и кредитов, созданных на основании новой эталонной ставки.
Именно поэтому обещание FCA покончить с Libor к 2021 году — правильный шаг. Ведь FCA контролирует эталонную ставку, а значит у него есть уникальная возможность подтолкнуть финансовые рынки к изменениям, от которых выиграют все. Предстоит еще проделать огромную работу, но с будущей жизнеспособной альтернативой, изменения вполне своевременны.