Положительная динамика бюджетных показателей отражает консервативный подход к расходам и существенный рост доходов, вызванный как ростом экономики, так и разовыми поступлениями.
По нашей оценке, доходы сектора госуправления (с учетом пенсионного фонда) выросли на 45% г/г в первом полугодии (до 569 млрд грн) благодаря увеличению налоговых поступлений на 30% г/г, а также за счет стремительного роста неналоговых платежей (+183% г/г).
Среди налогов наибольший вклад в рост доходной части произошел из-за роста сборов НДС (особенно на импортные товары), подоходного налога и единого социального взноса. Основной причиной роста последних двух категорий доходов стало повышение минимальной зарплаты с начала текущего года.
На резкий скачок неналоговых доходов повлияло поступление $1,1 млрд от «спец конфискации» (средства со счетов бывшего президента Януковича и его союзников, на которые был наложен арест), своевременное перечисление Нацбанком прибыли за 2016 г. (20 млрд грн в первом полугодии текущего года по сравнению с их отсутствием в аналогичном периоде 2016 г.), а также трехкратный рост дивидендов от государственных предприятий (+14 млрд грн г/г до 20 млрд грн). В частности, «Нафтогаз Украины» перечислил 13 млрд грн ($0,5 млрд) дивидендов в июне, поскольку благодаря реформе газового сектора компания в 2016 г. стала прибыльной впервые за пять лет. Расходы сектора госуправления росли более умеренными темпами (+28% г/г, до 517 млрд грн.), несмотря на скачок субсидий на жилищно-коммунальные услуги (+86% г/г). Также росту расходов способствовало увеличение зарплат в образовании и здравоохранении. По нашим оценкам, скользящий 12-месячный профицит сектора госуправления достиг 0,3% ВВП (по сравнению с дефицитом в 2,3% в 2016 г.), в то время как первичный профицит составил 4,2%.
Мы ожидаем, что рост бюджетных расходов ускорится во втором полугодии, в частности из-за принятия изменений в госбюджет, которые повысили целевые показатели доходов и расходов на 1,4% ВВП, распределив дополнительные доходы бюджета на повышения пенсионных выплат, субсидий на жилищно-коммунальные услуги, оборонные и капитальные расходы. Тем не менее, мы ожидаем, что по результатам года дефицит бюджета не превысит установленного правительством показателя в 2,7% ВВП.