Может ли Украина обойтись без новых траншей Фонда, в своем блоге написал член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. «Минфин» сократил. 

Виталий Шапран

Не все так хорошо развивается, как это могло бы быть. Победное шествие нарастающим итогом 4 квартала подряд сменилось приростом ВВП всего на 2,5% в первом квартале 2017 года. Факт охлаждения экономического роста выдают данные по промышленному производству и грузообороту (рис. 1).

Т.е. результаты 9 месяцев, а возможно и первого полугодия 2017 года будут куда более скромными, чем в 2016 году. Я напомню, что НБУ не так давно пересмотрел прогноз роста ВВП в 2017 году с 1,9% до 1,6%. Однако и под 1,6% уже сейчас будет сложно подписаться, поскольку эффект второго полугодия для нашей экономики будет зависеть от сочетания урожайности, цен на с/х и металлургический экспорт, с учетом давления высоких ставок на развивающиеся рынки.

Вторая проблема вырисовывается после анализа динамики темпов роста экспорта и импорта, а также хронического отрицательного торгового баланса. Девальвация оказалась значимым, но не очень эффективным лекарством для нашей экономики. Темпы роста импорта превышали рост экспорта, и ситуация поменялась лишь в первые 4 месяца 2016 года, а затем опять рост импорта стал опережать экспорт (рис. 2).

Официальная статистика по товарам и услугам говорит о том, что у нас торговый баланс сведен с профицитом в более чем $330 млн. Но при оценке влияния девальвации на украинский рынок важен анализ именно товарной позиции. И она показывает, что товарный рынок после стабилизации экономики все равно заполоняют импортные товары.

Сочетание этих двух проблем: малого экономического роста и почти хронического торгового дефицита по товарам, который можно лечить девальвацией только в довольно коротком периоде, приводит к тому, что об окончательных победах правительства над экономикой говорить еще очень и очень сложно.

Когда экономика отправится от кризиса

Есть несколько вариантов:

1. Действительно, чтобы при прочих равных условиях у нас состоялся экономический рост, нужно, чтобы экспорт рос более быстрыми темпами, чем импорт. Это возможно при хорошей ценовой конъюнктуре на мировых рынках на наш сырьевой экспорт. Однако это не единственное условие экономического роста.

2. Подавить уже почти-хронический торговый дефицит по товарам также можно за счет финансового счета платежного баланса, т.е. нужно добиваться, чтобы приток иностранных инвестиций в Украину был настолько большим, чтобы хронический «товарный» дефицит торгового баланса просто утонул бы в этом потоке. Но для этого нашу экономику нужно сделать привлекательной.

Я бы делал ставку на второй рецепт, по той причине, что первый вариант – это экстенсивный путь развития, который от Украины требует не реформ и действий, а ожидания удобного момента, такого как был в 2005-2007 гг.

Однако чтобы реализовать идею «порождения роста за счет инвестиций» у нас остается не так много времени.

В 2018-2019 гг. Украина должна будет погасить примерно $10-11 млрд. госдолга, и это не считая внешних долгов частного сектора. Если за 2017-2018 гг. не преломить ситуацию с притоком инвестиций и кредитных ресурсов в страну, то 2019 год для Украины будет очень тяжелым.

Думаю, что успешно провести реформы, достаточные для организации притока инвестиций в нашу страну, в короткие сроки без своих Западных партнеров Украина не сможет. И если быть уж совсем откровенным, наше общество по пути реформ двигается очень медленно, да еще и под вопли проходимцев, которые видят реформы не в создании рыночной среды и конкуренции, а в раздаче налоговых, кредитных и прочих льгот и привилегий.

Поэтому Украине нужно, чтобы при вхождении в период 2018-2019 гг. ее кто-то подстраховывал, смягчая долговые и валютные риски. МВФ, Мировой Банк, ЕБРР, правительство США и ЕС – это вполне достаточный перечень партнеров, если к 2019 году мы подойдем с такими же скромным результатами, как подошли к 2017 году. Можно верить или не верить в способность правительства Гройсмана организовать в Украине инвестиционный бум, но план Б для Украины должен быть всегда, и этим планом Б является поддержка МВФ и других западных партнеров.