Украину, в отличие от других стран, этот тренд обошел стороной. Только в июле 2017 года правительство де-факто разрешило использовать деньги на мобильном счету абонента для оплаты товаров и услуг. «Большая тройка» украинских мобильных операторов назвала этот шаг «прорывом». Но для фактического запуска услуги в Украине необходимо убрать уйму регулятивных препятствий. 

Кому нужны мобильные платежи

Офис эффективного регулирования (BRDO) проанализировал проблемы, связанные с созданием рынка мобильных платежей в Украине, а также его перспективы. Результаты исследования вместились в 27- страничный отчет «Рынок мобильных платежей». «Минфин» изучил документ, а также поучаствовал в общественных обсуждениях. 

По данным отчета, 53% населения Украины не имеет доступа к банковским услугам. Но даже те, у кого есть счет в банке, не всегда могут расплатиться картой, ведь платежная инфраструктура плохо развита. В 2014 году на 1000 украинцев приходилось 4,5 POS-терминала. Для сравнения: у ближайших соседей – России и Польши – этот показатель был на уровень 8,9 и 10,3 соответственно.

В этой ситуации мобильные платежи могут частично решить проблему доступа к финансовым услугам. Смартфон – неотъемлемая часть современной жизни, а чтобы расплатиться мобильным телефоном, не нужно открывать счет в банке. Это особенно удобно для жителей сельской местности, где банковские отделения находятся, в лучшем случае, в районных центрах. Зато СИМ-карты продаются в большинстве магазинов. Чтобы их купить, не нужно проходить банковские процедуры идентификации и верификации.

Рынок объемом $0,65 млрд

По прогнозам BRDO, если уладить все юридические и регуляторные проблемы, рынок мобильных платежей в Украине за два года может вырасти до $650 млн.

При расчете эксперты взяли два фактора: количество клиентов, готовых воспользоваться услугой, и количество денег, которое поступает на мобильный счет в среднем в мире.

В Украине было зарегистрировано 52,3 млн абонентов в начале апреля 2017 года. По исследованию BRDO, 20% от этого количества готово воспользоваться мобильными платежами. Но такую оценку сочли слишком оптимистичной и откорректировали ее до 15%.

При расчете среднемесячного поступления на мобильный счет, эксперты приняли во внимание низкий уровень доходов украинцев, относительную дешевизну телекоммуникационных услуг и небольшие объемы пополнений. Таким образом, BRDO вывело среднюю сумму в $6,91.

Получается, если мобильными платежами воспользуется 15% абонентов, чьи среднемесячные поступления на счет составляют $6,91, объем рынка через два года достигнет $650 млн.

Чтобы проводить мобильные платежи, операторам понадобится выпускать электронную валюту. По данным НБУ, всего за 2016 год финансовые учреждения выпустили электронных денег на 40,5 млн грн. Объем операций при этом составил 2,99 млрд грн. Монопольное положение на этом рынке занимает одна компания – GlobalMoney. На нее приходится 97% операций от общего количества. Создание рынка мобильных платежей будет способствовать развитию конкуренции.

Украинские операторы могут хорошо заработать на мобильных платежах. На данный момент средний доход на одного абонента (ARPU) в Украине составляет €1,57. Это один из самых низких показателей в мире. К примеру, в соседней Польше ARPU равен €6,74, в Румынии — €4,16, а среднем по Евросоюзу – €13,51.

Что сделано и что предстоит

До недавнего времени, согласно Правилам предоставления и получения телекоммуникационных услуг, оператор мог вернуть абоненту неиспользованные деньги с его счета, только если тот принесет письменное заявление и пройдет процедуру регистрации. Такой громоздкий механизм считался главным препятствием для внедрения мобильных платежей. Ведь он нивелировал их основное преимущество – общую доступность и простоту. Кроме того, развитие данной услуги тормозилось, поскольку оператор должен был с каждого мобильного платежа перечислить сбор в Пенсионный фонд. Это делало проведение платежей через мобильных операторов экономически нецелесообразным.

Но с начала июля 2017 года Кабмин отменил эти процедуры и разрешил возвращать средства абонентам в виде электронных денег. Мобильные операторы теперь также должны возвращать клиентам пенсионный сбор, который уплачивается при оплате телекоммуникационных услуг.

Правда, в последнем новшестве «большая тройка» видит, скорее, препятствие, чем «плюс». Ведь согласно действующему законодательству, оплата пенсионного сбора привязана к моменту уплаты услуги, а не к моменту ее предоставления. Это означает, что когда оператор должен вернуть сбор абоненту, эти средства де-факто уже перечислены в бюджет. Сама процедура возврата этих средств в законодательстве также не прописана. «Большая тройка» обещает добиваться отмены уплаты пенсионного сбора в принципе.

Ограничения

Как бы не решился вопрос с пенсионным сбором, возвращать средства абонентам операторы будут с помощью электронных денег. Ключевые игроки даже согласны создать для этого финансовые компании, или сотрудничать с уже имеющимся. К примеру, по такому пути уже давно пошел Киевстар, работающий с финкомпанией GlobalMoney.

Операторы обязаны «гарантировать» электронные деньги с помощью депозита в банке. Согласно законопроекту 5361, который сейчас находится на рассмотрении парламента, операторы обязаны держать деньги только в одном банке. Компании таким требованием откровенно недовольны. Они просят разрешить оформлять депозиты под выпуск электронных денег в нескольких банках. Тогда они не будут зависеть от одного финучреждения, и если у одного из партнеров возникнут проблемы, они смогут проводить платежи через другие.

Проблемы идентификации

В Украине есть определенные лимиты на расчеты и переводы электронных денег для неидентифицированных клиентов. Например, физлицо может переслать не больше 500 грн в день другому физлицу. И не больше 4 000 грн в месяц.

Хотя, в подавляющем большинстве случаев, мобильные платежи используются для мелких оплат и переводов, в украинских реалиях этой суммы может оказаться недостаточно. С установленными ограничениями сейчас нельзя оплатить даже коммунальные услуги.

Если клиент захочет увеличить лимиты, ему придется пройти идентификацию и верификацию. У регулятора и мобильных операторов еще нет единой позиции по этому вопросу. Среди предложений регулятора – идентифицировать клиента с помощью Bank ID. Но, как следует из исследования BRDO, только 52% украинцев имеют банковские счета. При этом далеко не все банки предоставляют услугу Bank ID.

Операторы, в свою очередь, предлагают разработать Mobile ID. Пока не понятно, как именно эта система идентификации будет работать, как и пойдет ли регулятор на компромисс в этом вопросе.

Бизнес и власти договорились совместно работать над решением этих проблем. Но временных рамок никто не называет. Потому когда в Украине заработает рынок мобильных платежей, прогнозировать никто не берется.