Главная цель внедрения системы — борьба со схемами в возмещении НДС и минимизация миллиардных коррупционных схем и потерь бюджета. Налоговики утверждают, что на практике блокируется не так много документов — примерно один из 100. В совместном сообщении Министерства финансов и Государственной фискальной службы говорится, что за время полноценной работы системы — с 1 по 19 июля, она не пропустила всего 1,2 % от общего количества накладных, поданных бизнесом. Этот результат гораздо лучше прогнозов, сделанных по результатам тестирования нового механизма.
Первые три месяца работы системы оказались непростыми. В ГФС утверждают, что ее не раз пытались заблокировать. Например, фискалы выявили с десяток компаний, которые в течение короткого времени времени загружали в систему фиктивные налоговые накладные, чтобы «обвалить» ее работу. Так, один плательщик пытался одномоментно зарегистрировать 3566 налоговых накладных на сумму 7,4 млн гривен, второй — 1812 на 0,3 млн гривен, еще один - 92 накладные на 2431 грн.
В фискальном ведомстве говорят, что электронную процедуру выявления злоупотреблений сейчас пытаются всячески дискредитировать.
«Конечная цель — полностью отменить автоматическую блокировку накладных, чтобы у нечестных на руку бизнесменов появилась возможность вернуться к старым схемам, которые позволят обходить налоговое законодательство», — заявил и. о. главы ГФС Мирослав Продан.
У кого возникли проблемы
Первые недели полноценной работы Системы блокировки регистрации рисковых налоговых накладных не обошлись без скандалов. Бизнес жалуется, что вместе с фиктивными НН под нож фискалов попадают и «добропорядочные» документы. В ГФС также не отрицают, что по критериям риска была приостановлена регистрация ряда накладных плательщиков реального сектора экономики.
Больше всего проблем с регистрацией налоговых накладных возникло у производителей, у которых на входе несколько кодов УКТВЭД сырья и материалов, а на выходе товар с другим кодом. «Так, сразу же возникла проблема регистрации НН по предприятиям, которые предоставляют услуги, например перевозки. Основанием прекращения регистрации их налоговых накладных стало то, что коды УКТ ВЭД на оказание услуг не совпадают с кодами на «входные» товары, что совершенно логично, но система этого не предусмотрела. И здесь уже у плательщика возникла обязанность доказывать свое право на регистрацию и тратить большое количество времени и усилий на оформление данных доказательств», - рассказала «Минфину» юрист ЮФ «Мисечко и Партнеры» Юлия Демиденко.
По словам Оксаны Кобзар, управляющего партнера АБ Оксаны Кобзар, таким компаниям пришлось предоставлять комиссии таблицы данных и свои технологические карты, чтобы подтвердить использование сырья в производстве. «Фискальной службе придется обработать огромный объем данных о технологических процессах в разных сферах промышленности. Но не думаю, что ГФС заинтересована в том, чтобы постоянно блокировать накладные. После получения и обработки таблиц и технологий плательщиков, процесс скорее всего оптимизируется, но плательщикам придется привыкнуть, что блокировка их ожидает при любых изменениях технологии или сырья», — прогнозирует эксперт.