Если в солидарной системе сегодняшние работники фактически «кормят» сегодняшних пенсионеров, то второй уровень предполагает, что работники обязаны прокормить себя в будущем. Они должны будут делать взносы на персонифицированные (личные) счета в накопительном фонде, который будет эти средства инвестировать и приумножать. В экономике появятся «длинные деньги», т.е. долгосрочные сбережения граждан, которые будут направляться в инвестиции через финансовые рынки.
Украинской экономике, без сомнения, нужны длинные деньги. Но, во-первых, их наличие еще не означает положительного результата для этой самой экономики. Длинные деньги принесут положительный эффект, если будут инвестированы в прибыльные проекты, которые повысят конкурентоспособность экономики и подтолкнут ее к росту. Для этого нужно обеспечить механизм контроля коррупции в накопительном фонде, организовать процедуру отбора профессиональных управляющих и создать эффективное регулирование финансовых рынков, т.к. именно через финансовые рынки сбережения граждан будут перенаправляться в экономику.
А во-вторых, нужно помнить об краткосрочных последствиях введения второго уровня. Ведь средства в условном накопительном фонде не появятся из воздуха. Нужно будет или ввести дополнительный обязательный взнос (читай, налог) или перенаправить часть средств из солидарной системы в накопительную. Пойти первым путем значит повысить налоговую нагрузку, что вряд ли поможет восстановлению экономики в ближайшие годы. Такой шаг также будет означать несогласованность экономической политики, ведь единый социальный взнос с большими боями снизили не так давно, в 2016 году. В то же время, перенаправление средств приведет к снижению доходов Пенсионного Фонда, в котором денег не хватает даже на сегодняшние мизерные пенсии. В 2016 году дефицит Пенсионного фонда составил 141 млрд грн или 6,0% ВВП.
Выход из ситуации – двигаться вперед пошагово. Сначала навести порядок в солидарной системе, сделав ее бездефицитной. При этом создавать предпосылки для введения второго уровня: работать над созданием независимого регулятора финансовых рынков, продумывать механизмы снижения коррупционных рисков, повышать эффективность бюджетных расходов. Украинцы, которые уже сейчас хотят откладывать сбережения на свою пенсию могут сделать это в рамках уже работающего третьего уровня пенсионной системы, добровольно-накопительного.
Похоже, что правительство двигается именно этим путем: предлагает реформировать первый солидарный уровень, прежде чем двигаться дальше.
Самым важным компонентом предложенных изменений является привязка времени выхода на пенсию к страховому стажу, то есть к количеству лет, которые работник платил взносы в Пенсионный фонд. Предполагается, что с 2018 года выйти на пенсию в 60 лет можно будет, имея страховой стаж 25 лет (сейчас минимальный стаж 15 лет, но большинство выходит на пенсию, имея 25 лет стажа и больше). Этот порог будет постепенно подниматься и в 2028 году достигнет 35 лет. Если страхового стажа недостаточно, то его можно «докупить» или же выйти на пенсию позже.
Привязка к страховому стажу изменит стимулы экономических агентов, мотивируя людей дольше работать, причем работать легально, выводя из тени свои заработки. В результате, увеличатся доходы Пенсионного фонда, а расходы будут расти медленнее, что должно привести к постепенному сокращению дефицита. Именно благодаря этому компоненту, влияющему на стимулы экономических агентов, предложенные изменения можно назвать реформой.
В предложениях правительства есть и другие новшества, призванные сбалансировать Пенсионный Фонд и сделать пенсионную систему более справедливой: отмена привилегий раннего выхода на пенсию для отдельных профессий, переход к единому показателю средней зарплаты при снижении коэффициента страхового стажа, новый механизм индексации пенсионных выплат.
Кабмин рассчитывает, что все эти изменения позволят сделать Пенсионный фонд бездефицитным через 7 лет. Не видя детальных расчетов, сложно сказать, будет это через семь лет, раньше или позже. Но можно быть уверенным, что с учетом демографических тенденций, замораживание ситуации приведет к дальнейшему обеднению пенсионеров и росту дефицита Пенсионного фонда. А это не только отодвинет введение накопительного уровня в неопределённое будущее, но оставит меньше возможности для финансирования других важных расходов, включая армию, и поставит под сомнение стабильность государственных финансов.