ЕБРР участвует и в корпоратизации — обновлении и совершенствовании модели управления – целого ряда государственных корпораций, таких как Укрзализныця и Укрпочта. В 2017 году ЕБРР также начал сотрудничество с государственным Ощадбанком по корпоратизации, заявив о готовности в будущем купить долю в 10-25% акций этого банка. А управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Франсис Малиж входит в наблюдательный совет крупнейшего и национализированного в конце 2016 года ПриватБанка.
Также ЕБРР активно участвует в разработке разных важных для будущего Украины инициатив. Например, перед встречей с журналистом «Минфина» директор представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер был на правительственной встрече, посвященной земельной реформе. С этого вопроса – перспектив земельной реформы в Украине – мы и начали нашу беседу.
Вы принимаете участие в рабочей группе по земельной реформе в Украине. Пожалуйста, расскажите — как продвигается работа в этом направлении?
Все признают тот факт, что земельная реформа должна быть инклюзивным процессом, в который будут вовлечены все заинтересованные стороны. ЕБРР предпринял ряд инициатив, таких как встречи с крупными компаниями, земельными ассоциациями, кооперативами, мелкими землевладельцами, а также финансовыми учреждениями, чтобы узнать их мнения и консолидировать их. Правительство, совместно с экспертами из МВФ, USAID, Европейского союза, и т. д., сформировало рабочую группу по этому вопросу. Ее первая встреча прошла в июне 2017 года в Киеве.
В меморандуме между Украиной и МВФ звучало обещание, что парламент проголосует за земельную реформу еще в мае 2017 года. Сегодня — июль, и законопроект правительства только готовится. Каков ваш прогноз по возможности принятия законопроекта о земельной реформе в 2017 году?
Я думаю, что есть достаточно причин рассчитывать на то, что при совместной работе правительства, МВФ, и других сторон, реформа будет принята в этом календарном году. Я думаю, что МВФ хочет завершить процесс в 2017 году. Но самое главное заключается не в том, когда, а в том, как будет реализована реформа. Мы не хотим разработать что-то, что не будет работать, лишь бы уложиться в срок. Сейчас все сосредоточены на создании соответствующей структуры, соответствующего механизма рынка земли, который будет эффективно работать в Украине.
И какая модель рынка земли будет наиболее позитивно эффективной для населения Украины?
Земельная реформа должна служить только одной цели — обеспечению конституционных прав людей покупать и продавать землю. Чтобы люди имели возможность пользоваться земельными активами так же, как они пользуются любыми другими. Земельная реформа должна гарантировать, что Украина в полной мере реализует свой сельскохозяйственный потенциал. Также, в результате реформы в экономике Украины должны появиться ресурсы, финансирование для увеличения мощностей вашего сельхозрынка: благодаря этому финансированию украинские фермеры смогут позволить себе лучшее оборудование, и смогут стать более продуктивными.
Я считаю, что предприятия также должны в контролируемом виде иметь право покупать и продавать землю. Вы хотите создать очень прозрачную модель и адекватный контроль над тем, чтобы земля не была экспроприирована монополистическими силами или иностранными структурами. Кроме того, земля — это очень чувствительный актив, и вопросы земельной реформы очень политизированы.
Как вы считаете, может ли Украина использовать положительный опыт Турции в земельной реформе?
В Турции есть часть земли, принадлежащая государству, но в основном она является частной. Вы можете приобрести любой вид земли, за исключением, например, запрещенной для продажи по стратегическим причинам.
У Турции нет такой плодородной почвы, как у вас. И ваша земля — это ваше национальное достояние, которое нужно разделять очень осторожно. Сделать это нужно исключительно таким путем, чтобы все граждане Украины смогли от этого выиграть.
Мы, со своей стороны, поддерживаем мелких и средних фермеров, помогая им в развитии. Они должны иметь возможность получать финансирование в соответствии с рыночными ставками на финансовом рынке. Я не хочу использовать слово «дешево», потому что «дешево» — это обычно государственная политика. Например, если правительство желает, чтобы Киев стал полностью «безналоговым» городом, то это явно государственная политика. Но для финансового учреждения, чтобы кредитовать фермеров, нужны рыночные ставки. С другой стороны, эти ставки должны быть такими, чтобы заемщик, за счет своего продукта, мог и погасить кредит, и получить прибыль.
Каковы планы ЕБРР в Украине во второй половине 2017 года?
Мы очень надеемся, что вопросы приватизации будут оставаться актуальными, и что к ней начнут готовиться. В этом году у нас должны состояться очень важные сделки, такие, например, как финансирование строительства харьковского метро. Мы, совместно с ЕИБ, собираемся предоставить 160 миллионов евро, чтобы достроить 3,5 км дополнительных станций. У нас также в планах обеспечение финансирования другого проекта, связанного с общественным транспортом — троллейбусного парка в Харькове. У нас есть рамочная программа развития системы общественного транспорта.
Следующим важным направлением является инфраструктура, прежде всего — «Укрзализныця». Мы планируем предоставить $150 млн. для закупки новых вагонов, чтобы обеспечить лучший сервис для украинских производителей агрокультуры и бытовых товаров, с возможностью доставки товаров в порты. Неразвитая инфраструктура в этом направлении стала препятствием для украинских компаний в получении кредитов. Мы также принимаем активное участие в развитии портов, что важно для всего бизнес-сообщества. Украина во многом зависит от их нормальной работы. Мы поддерживаем портовую инфраструктуру в Южном, Николаеве и Одессе.
В 2017 году мы также планируем предоставить дополнительное финансирование Укрпочте, для расширения их транспортного парка и улучшения самого процесса доставки посылок и писем. Кроме того, мы обдумываем предоставление значительного объема инвестиций агробизнесу. Думаю, что речь пойдет о дополнительных 22 млн евро. Мы предполагаем, что в этом году наш суммарный объем инвестиций в Украину составит 850 — 950 млн евро.
У Укрпошты, в теории, есть потенциал стать банком, одним из крупнейших в Украине, и лицензия на некоторые финансовые услуги. Рассматриваете ли свое участие в таком будущем Укрпошты?
В данный момент нет, но если в будущем мы будем рассматривать увеличение финансирования, то не исключено наше участие и в других инициативах. Но пока финансовые сервисы Укрпочты не являются частью нашего проекта.
Вы наверняка знаете, что для Укрпошты, как и для Укрзализныци и Укрэнерго, мы предоставляем поддержку по корпоративному управлению. Она предполагает улучшение институционального потенциала, повышение коммерциализации, повышение эффективности учреждения. Это делается для того, чтобы финансирование, которое мы планируем предоставить, было использовано с максимальной пользой.
Как вы поддерживаете ИТ сектор, и планируете ли инвестировать в финтех?
Да, мы начинаем работу с ИТ сектором, у нас уже есть один проект, и мы рассматриваем участие еще в нескольких в 2017 году. Прежде всего, в ИТ нас интересует поддержка аутсорсинга и инфраструктуры.
Финтех интересен, особенно тем учреждениям, которые в будущем будут использовать электронные платформы для финансовых продуктов и услуг с безналичными расчетами. Мы изучаем разработчиков таких электронных платформ, но сначала хотим реализовать несколько проектов в более традиционном сегменте ИТ. Пока еще рано говорить об этих планах, т.к. многие данные о нашем участии в ИТ секторе еще конфиденциальны.
Насколько активными вы планируете быть в этом году в банковском секторе?
Мы продолжаем оказывать поддержку банковскому сектору, в частности, государственным банкам. Наша цель — увеличение коммерциализации и подготовка к возможной приватизации Ощадбанка.
Есть давняя история о деньгах вкладчиков государственного Сбербанка СССР, одним из правопреемников которого является Ощадбанк. Есть миллионы людей, которые не могли получить свои сбережения после распада СССР и раздела Сбербанка СССР. Постепенно проходит компенсация части вкладов. Усиление влияния такой структуры как ЕБРР на Ощадбанк означает, что вскоре возобновиться диалог по этому вопросу, для полного разрешения этой истории?
Это вопрос государства и правительства. Взаимодействие же ЕБРР с Ощадбанком сосредоточено на помощи в совершенствовании менеджмента, улучшении механизма управления рисками и т. д.
Правда ли, что HSBC интересуется Ощадбанком?
— Надеюсь, что это так. Но прежде всего Ощадбанк должен быть готов к работе как негосударственная структура. Государственная стратегия для госбанков все еще в процессе разработки. До того как HSBC или другое учреждение начнет разбираться в том, какой из банков купить, эта стратегия должна быть реализована.
Мы очень тесно сотрудничаем с Укрэксимбанком для упрощения процедур торговли. В наблюдательном совете ПриватБанка участвует Франсис Малиж, управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа. Совместно с другими экспертами наблюдательного совета ПриватБанка он старается восстановить нормальную деятельность банка и решить вопрос с проблемными кредитами, которые были выданы еще предыдущими владельцами. После чего Приват Банк будет развиваться в соответствии со стратегией развития государственных банков, которую мы все ожидаем.
Что Украина может улучшить в финансовом секторе?
Финансовый сектор — один из самых сложных. К сожалению, пока на рынке нет банков, которые могут продемонстрировать полную уверенность в защищенности своих прав как кредиторов, а без такой уверенности они не готовы к активному кредитованию.
Пока вопросы с проблемными кредитами не будут решены, банки не включатся в активное кредитование реального сектора.
И здесь я вернусь к теме земельной реформы, потому что эти вопросы очень связаны. Основополагающим для банков является желание кредитовать под залог земельных участков. Этого хотят и сельскохозяйственные компании, которые не имеют достаточного финансирования. Но чтобы банк и сельхозкомпании могли начать сотрудничество, необходимо, чтобы права кредитора были защищены.
Как банки и страна могут перестраховаться от будущего кредитного пузыря в земельном кредитовании – как это уже было с ипотекой?
Банки получили много уроков из опыта последних лет. Регулирование банковской системы, требования по обеспечению надлежащей оценки рисков при кредитовании, изменились. В том числе, пересмотрены стратегии по вопросам ограничения кредитования в иностранной валюте. Поверьте — любая страна, даже самая продвинутая, прежде всего, развивает кредитование в национальной валюте.
И роль банковского регулятора — сделать так, чтобы банки предлагали адекватные критерии кредитования.
Согласно договору об Ассоциации с ЕС, Украина обязалась открыть рынки капитала в течение пяти лет после подписания документа, и провести реформу валютного рынка. Каковы ваши ожидания и прогнозы по этому вопросу?
У вас должен быть стабильный валютный рынок и стабильный рынок капитала прежде, чем в Украину придут иностранные инвесторы. Монетарная политика, которую проводил НБУ последние два года, нивелировала все последствия 2014 года, и параллельно с этим была сломлена инфляция.
Другие государственные регуляторы, такие как Комиссия по ценным бумагам, также укрепляют развитие рынка капитала с помощью принятия законодательства о производных финансовых инструментах, что позволит значительно оздоровить финансовый рынок в Украине.
У вас также должна пройти пенсионная реформа, должны развиваться пенсионные фонды, должны быть определены ограничения для страховых компаний в этом вопросе.
Как вы оцениваете важность принципов BEPS — противодействия отмыванию денег, ухода капитала и работы через офшоры, а также контроля pep – политически эффективных лиц?
У вас есть много правил, и законов, которые говорят, как с этим явлением бороться. И вопрос, который остро стоит сегодня, — это соблюдением этих законов. У вас есть НАБУ, которая отправляет дела о коррупции в суды. Но если суд не принимает быстрое и справедливое решение, то люди начинают терять веру в систему правосудия и наказания за коррупцию.
Есть вопрос, который каждый должен решить для себя сам. Украинцы должны сказать коррупции — нет, я этого не сделаю. Показывать на своем примере, что вы не поддерживаете коррупцию. Перед всем вашим обществом стоит проблема коррумпированности индивидуального выбора, и если вы хотите бороться с выводом капитала, то вы должны ответить честно сами себе — как вы относитесь к этой проблеме.
Беседовала Маргарита Ормоцадзе