Валютное регулирование
Мы намерены перейти к вполне либеральной модели валютного регулирования на манер европейской. Однако сегодня НБУ и субъекты хозяйствования в валютном регулировании руководствуются декретом о системе валютного контроля образца 1993 года. Он принимался, когда страна страдала от гиперинфляции и имела малые международные резервы, поэтому декрет и не мог быть либеральным. Сегодня же ситуация крайне отличная. Те послабления, которые мы можем сегодня сделать в рамках декрета, мы уже инициировали. Но этот документ ограничивает наши возможности проводить дальнейшую валютную либерализацию.
Мы вместе с экспертами разработали проект нового закона О валюте, который мы планируем передать в Верховную Раду до конца второго квартала. Его текст уже готов.Но чтобы перейти к вполне либеральной модели валютного регулирования, которую предусматривает этот законопроект, и говорить уже о свободном движении капитала в целом, то есть еще другой вопрос – так называемая легализация всего того, что есть у наших граждан за рубежом. И тут мяч уже не на стороне НБУ, но мы сотрудничаем сегодня с комитетом Верховной Рады, с налоговой.
Легализация активов
Мы соглашаемся с предложением народных депутатов касательно необходимости легализации тех активов, которые находятся за рубежом. Мы предлагаем, чтобы это была так называемая «разовая декларация», когда субъект хозяйствования или физическое лицо-конечный бенефициар смогут задекларировать зарубежные активы, и к ним не будут применяться штрафные санкции. Однако уже на следующий налоговый период декларант обязан показывать это как доходы, полученные за рубежом, включать в общую декларацию о доходах и уплачивать налоги. Это расширит базу налогообложения и стимулирует поступление в бюджет Украины. Мы со своей стороны также готовы провести «валютную амнистию» – те физические лица, которые задекларируют доли в контролируемых иностранных компаниях, будут освобождены от штрафных санкций за нарушение режима иностранного инвестирования за границу.Но мы не сможем этот вопрос до конца урегулировать, если Украина не присоединится к принципам противодействия BEPS и автоматическому обмену финансовой информацией на основе Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах, которую ратифицировала Украина.
Банковский рынок и кредитование
Первые четыре месяца этого года банки демонстрируют позитивные тенденции и работают с прибылью. Это впервые с 2013 года.Это позитивный сигнал для тех, кто ожидает стабильности и рассматривает возможность принести деньги обратно в банк.
Что касается сектора активных операций, то сегодня согласно отчетности, которую нам предоставили коммерческие банки, более 50% кредитного портфеля, предоставленного юридическим лицам, не работающий. Это проблема, которая требует решения. Да, банки сформировали под это резервы. Но работать с проблемными заемщиками должны соответствующие компании.
Некоторые банки имеют ресурс для этого, другие могли бы скооперироваться и нанять какую-то компанию по управлению активами и заниматься этими предыдущими кредитами. Да, прибыльный банковский бизнес состоит из процентных доходов от предоставленных кредитов, комиссионные доходы от операций, коммерческие доходы от конверсии, покупки-продажи валюты, казначейские операции на
межбанке, форексные операции, ценные бумаги.
Это тот сектор, который сегодня привлекателен для инвесторов, и банк должен работать с прибылью.
Небанковские конкуренты
небанковские финансовые учреждения сегодня перебрали на себя часть функций, которые раньше банки выполняли. Это перевод средств без открытия счета, это валютообменные операции. Несколько компаний к нам обратились и получили лицензию на инкассацию и перевозку денежных средств. Но у нас есть дискомфорт в регулировании этого. Потому что лицензию финансовой компании выдает комиссия по Нацфинуслугам, а за лицензиями на те операции, которые я назвал, они приходят к НБУ.
С одной стороны, регулятор – Нацфинуслуг, с другой – мы, выдав лицензию, тоже должны следить, что они в этом бизнесе делают, насколько они выдерживают правила работы и насколько потребитель может быть защищен при обслуживании через такие финансовые компании. По нашему мнению, этот вопрос может быть решен при принятии так называемого закона о сплите – о разделении функций Нацфинуслуг. Часть функций этой организации планировалось передать Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а часть должна были перейти к НБУ. И тогда, имея весь сектор финансовых услуг у одного регулятора, безусловно, мы бы рассматривали структурно оба сектора.
Например, сегодня есть часть банков, которые были выведены с рынка за рисковые операции. Менеджмент и акционеры таких банков попали под категорию людей с репутацией, которая не позволяет им заниматься банковским рынком в будущем. Но ничего им не запрещает сегодня создать финансовую компанию и часть тех операций, которые выполнялись в банке, выполнять в финансовой компании. Когда Нацфинуслуг выдает лицензию, он не следит за тем, чем эти люди занимались до того, как они пришли за лицензией. У нас такая информация есть. Когда они приходят получать к нам лицензию, мы можем выдать, можем не выдать. Но сегодня законодательно это не урегулировано. Здесь есть определенная коллизия.
Cashless
НБУ не настроен на то, чтобы какими-то административными методами загонять людей в безналичные расчеты. Это человек должен почувствовать комфорт и выгоду от этого.
Со своей стороны, НБУ рассуждает о современных инновационных безналичных инструментах, которые могут заинтересовать граждан. Например, сейчас мы чувствуем значительный интерес рынка к электронным деньгам, но эмитировать их имеют право только банки. Но и финансовые (небанковские) компании хотели бы эмитировать электронные деньги в Украине. Это быстрые транзакции, которые не требуют идентификации плательщика/получателя (то есть обезличенные), деньги переводятся «из кошелька в кошелек», поэтому их интерес понятен.Сейчас в рамках мероприятий проекта Cashless есоnому мы анализируем возможность выпуска электронных денег самим Национальным банком. Думаю, что в скором будущем вы услышите, что НБУ вышел с предложением эмиссии электронных денег.
Новый руководитель НБУ
Я хочу успокоить и банковское сообщество, и бизнес в том, что находясь на этой должности, в НБУ ничего не поменяется. Это основной месседж, который должен быть. Все ожидают, что у нас будет неконтролируемое принятие решений или вообще непринятие решений, или кто-то будет бояться эти решения принять. Совершенно уверенно утверждаю: правление у нас имеет кворум, все решения у нас легитимные, график правлений никто не менял. Процедура вынесения вопросов на правление не поменялась, частотность их проведения. Кроме того, я хочу сказать, что я выполнял обязанности и в предыдущие периоды. Председатель НБУ Валерия Гонтарева и в командировках была, и в отпуск уходила. И та работа, которая мне сейчас досталась, она для меня не новая. Об этом знает банковское сообщество и работники НБУ. Так что здесь все будет так, как было. Если есть вопросы, которые не были решены до того, как председатель ушла в вынужденный отпуск, они планово будут выноситься и будут приниматься решения.
В целом, что является важным для банковской системы, независимо от того, кто будет на посту главы НБУ, – это мы должны сделать все, чтобы возобновить кредитование. У банков есть «плохой» старый портфель, но мы не можем ждать, когда все эти кредиты вернут и не выдавать новые кредиты. Нужно выдавать новые кредиты, нужно кредитовать экономику. Без того мы не будем иметь рост экономики. Для того должны быть все усилия НБУ, правительства, Верховной Рады, банковского сообщества, всех участников рынка.