Иван Миклош
сопредседатель Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR)

Крупнейшие достижения государства в области реформ произошли в областях макроэкономической стабилизации, чистки банковского сектора и, вопреки распространенному мнению, борьбе с коррупцией.

После снижения ВВП на 17% в 2014-2015 годах, украинская экономика выросла на 2,3% в прошлом году. Показатель превысил ожидания экспертов. Даже МВФ прогнозировал лишь 1,5% роста ВВП на 2016 год.

В условиях макроэкономической стабилизации резко сократился дефицит государственных финансов – с 10,5% ВВП в 2014 году до 2,2% в 2016 году. Доля государственных расходов ВВП снизилась с более чем 50% ВВП в 2014 году до 40,6% в 2016 году. Курс валюты стабилизировался после изменения валютного режима с фиксированного на плавающий обменный курс. Кроме того, стабилизировалась инфляция.

Многие украинские банки были раньше просто банкоматами для своих владельцев, привлекавших депозиты, а затем распределявших их в качестве кредитов между заемщиками, которые в итоге ничего не возвращали. А государство должно было покрывать убытки за счет налогоплательщиков. Сегодня введены строгие правила надзора: почти половина из 180 банков страны закрыты, остальные вынуждены увеличить уставной капитал. Приватбанк – крупнейший банк страны – был национализирован после неспособности увеличить капитализацию.

Очистка банковской системы стала одной из самых важных антикоррупционных мер, реализованных на данный момент. Коррупция по-прежнему является большой проблемой, но улучшения, произошедшие в последнее время – не малы и дались не очень-то и легко.

Крупнейшим источником коррупции оставались субсидированные цены на энергоносители, позволявшие олигархам покупать дешевую энергию и продавать ее по нерегулируемым ценам предприятиям или на экспорт, зарабатывая на этом миллиарды. Эта схема обходилась государству примерно 10% ВВП в год. 1 мая 2016 года субсидии по тарифам на электроэнергию для домашних хозяйств были аннулированы – на год раньше, чем было предусмотрено программой МВФ.

Кроме того, за последние три года Украина отменила более 3 000 нормативных актов, являвшихся основой коррупции и давления на бизнес. Количество разрешительных документов сокращено на 40%, лицензионных документов – на 46%, а обязательных сертификатов – на 90%.

Третий основной источник коррупции – государственные закупки. Начиная с 1 августа 2016 года, все государственные учреждения Украины должны использовать электронную аукционную систему ProZorro. ProZorro делает закупки полностью прозрачными и минимизирует пространство для коррупции. В прошлом году система получила престижную награду World Purchasing Awards.

Дела движутся в правильном направлении и в сфере правосудия. Начали действовать новые антикоррупционные агентства, поддерживаемые западными странами. В частности, Национальное антикоррупционное бюро оказалось достаточно эффективным, чтобы инициировать первые в стране случаи обвинения чиновников высшего уровня. Все госслужащие и должностные лица обязаны указывать свое имущество и доходы в электронных декларациях. В 2016 году была запущена масштабная и амбициозная судебная реформа.

Но история украинских реформ еще не закончена, и многие другие области по-прежнему требуют внимания. В Украине более 3 000 государственных предприятий, а в сфере приватизации по-прежнему наблюдается незначительный прогресс. Либерализация рынка земли была отложена. Это означает, что семи миллионам частных владельцев 28 млн гектаров земли запрещено продавать свои участки в течение более чем 15 лет, а макроэкономическая стабильность по-прежнему довольно хрупкая.

Более широкая поддержка в парламенте станет ключом к успеху реформ в Украине, равно как и назначение реформаторов на две ключевые должности, которые недавно стали вакантными: главы Национального банка и главы Фонда государственного имущества, органа, ответственного за приватизацию. К счастью, в Украине также есть сильное гражданское общество, поддержка западных стран и связанных с ними международных финансовых институтов.

Украина может это сделать. Мы сделали это в Словакии, и Украина ничем не отличается.