«Я подала президенту официальное заявление об увольнении по собственному желанию с 10 мая» — так глава НБУ объявила о своей отставке 10 апреля.
Заявление не стало шоком – разговоры об уходе Гонтаревой ходили еще с февраля этого года, причем ни она сама, ни пресс-служба Нацбанка развенчивать эти слухи не пытались.
Главная интрига заключалась только в дате отставки и, как следствие, в выборе преемника. На эту роль СМИ и эксперты прочили разных людей — от Александра Шлапака и Владимира Лавренчука до Богдана Данилишина и Константина Ворушилина.
Но уже сейчас понятно: 10 мая трехлетняя история Валерии Гонтаревой в качестве главы НБУ не закончилась. Президент отставку Гонтаревой пока не принял, а сама она уехала в вынужденный отпуск.
Пока же формальным главой НБУ будет ее первый заместитель Яков Смолий. Однако возглавлять ведомство он может всего месяц. Что будет дальше, пока не понятно.
Бесконечно длиться такая ситуация не может. С одной стороны, долго сидеть в отпуске Гонтарева не будет. Но с другой – просто не приходить на работу без одобрения сначала президента, а потом – парламента, ей не позволяет законодательство.
То есть теоретически Гонтаревой придется возглавлять НБУ до самого конца каденции (то есть еще 4 года), в случае если президент и Рада (перед которой главе Нацбанка еще придется выступать) ее не отпустят.
«Наш президент — гарант Конституции, в Конституции есть 43 статья. Она говорит, что использование принудительного труда запрещено» — говорила Валерия Гонтарева на той самой пресс-конференции 10 апреля.
«Минфин» попросил юристов описать все возможные варианты с отставкой главы НБУ. От удачного (для нее) голосования в Раде с первой попытки до судебного иска Гонтаревой против ее «собирательного работодателя». Как минимум, одна правовая коллизия в этой истории уже есть.
***
Виктория Гринюк, юрист ЮФ SDM Partners
Сам по себе факт устного объявления об отставке не имеет юридического значения. Согласно Закону «О Национальном банке Украины» допускается увольнение Главы НБУ на основании заявления об отставке с указанием аргументов такого решения, поданного в письменном виде и принятого президентом Украины. Это означает, что единственным, кто может сообщить об отставке Главы НБУ, является именно Президент. Он и подает соответствующее представление в Верховную Раду Украины.
Далее глава НБУ обязана сообщить о результатах своей деятельности на пленарном заседании Верховной Рады Украины, которое состоится не ранее 16 мая. Полномочия Главы НБУ прекратятся только соответствующим постановлением Рады.
С одной стороны, если голосов депутатов не хватит, Гонтарева вынуждена будет продолжить выполнять обязанности Главы НБУ. Дальше она сможет снова обратиться к Президенту с заявлением об отставке.
Конституция Украины (статья 43), имеющая более высокую юридическую силу, чем Закон «О Национальном банке Украины», гарантирует право на труд и, в частности, запрещает принудительный труд. Поэтому при нежелании Гонтаревой продолжить работу, подобное право вряд ли может быть оспорено.
Виктор Мороз Управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex»
Заявление об отставке президенту с указанием аргументов такого решения – это только одно из оснований для увольнения Главы Национального банка. Президент, в свою очередь, выносит этот вопрос на рассмотрение Верховной Рады. Никаких предварительных согласований внутри Нацбанка или где-то еще для этого не требуется.
Вопрос выносится только на пленарное заседание Рады. На нем же глава Нацбанка отчитывается о результатах, сразу после чего депутаты голосуют. Решение должно быть поддержано не менее чем 226 голосами парламентариев.
Если же голосов в парламенте для отставки Гонтаревой не хватит, это будет означать, что она остается на должности Главы Нацбанка и уволиться она сможет либо путем повторного голосования за ее отставку, либо в судебном порядке.
Игорь Реутов, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»
Ни закон о Нацбанке, ни Конституция не определяют Президенту какого-либо срока для принятия заявления об отставке главы НБУ. Возможности для затягивания решения вопроса Гонтаревой есть.
Если гарант принимает отставку Главы Нацбанка, его представление (в соответствии со ст.20 ЗУ «О Регламенте Верховной Рады Украины» от 10.02.20110 г. № 1861-VI) вносится в повестку дня ближайшей сессии Верховной Рады Украины во внеочередном порядке и без голосования.
Если Рада примет решение об отставке, у президента есть 2 недели, чтобы предложить депутатам нового главу НБУ. Если парламент не одобрит этого кандидата, у гаранта есть еще 2 недели, чтобы предложить еще один вариант. До момента назначения нового главы НБУ, его функции исполняет первый заместитель. Однако такое временное исполнение формально не может длиться дольше, чем 1 месяц.
Иного пути для отставки, кроме через голосование Верховной Рады, у главы НБУ нет. Да, бывают споры, связанные с обжалованием деятельности или без деятельности Верховной Рады Украины или президента. Они подведомственны Высшему административному суду –он рассматривает такие споры как суд первой инстанции. Предметом судебного рассмотрения может быть неправомерная деятельность или неправомерная бездеятельность как Президента, так и парламента. Но суд не сможет обязать парламент голосовать тем или иным способом.