«Мы называем это «операции в ночь с пятницы на понедельник»… Надо понимать, что эти деньги не выводились за один день. Это целый процесс. 16 млрд находились на балансе банка давно, большая часть из них (12 млрд) числилась, как деньги на корсчетах в латвийской дочке и на кипрском филиале», — рассказала она.
По словам замглавы НБУ, там они были записаны как покрытие по аккредитивам, выпущенным некоторыми известными международными компаниями в пользу клиентов, связанных сбывшими собственниками Приватбанка.
«То есть если компания не выполняет условия по аккредитиву, эти деньги должны быть списаны в пользу компаний, которые выпустили аккредитив. Если же условия аккредитива выполнены, — деньги возвращаются Привату», — добавила она.
По словам Рожковой, эти аккредитивы заканчивались в январе-феврале 2017 года, но в ночь перед национализацией сам банк инициировал досрочное списание денежного покрытия со своих корсчетов в пользу компаний, выпустивших аккредитивы.
Таким образом, добавляет замглавы Нацбанка, деньги с корсчетов бухгалтерскими проводками, без реального движения, были трансформированы в дебиторскую задолженность.
«То есть денег они в этот момент не выводили, это было сделано давно. Просто деньги с одной, более высоколиквидной статьи баланса, переместили на другую. После этого все 12 млрд сразу рухнули в резервы», — объяснила она.
Ранее Валерия Гонтарева заявила, что пост-аудит ПриватБанка после его национализации выявил дополнительные проблемы в банке, что потребует дополнительной докапитализации банка со стороны государства.