Для комплексного решения большинства этих проблем был разработан законопроект «О защите инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала» (регистрационный номер 6303). 6 апреля документ был зарегистрирован в Верховной Раде группой народных депутатов финансово-банковского комитета и комитета по экономической политике.
Этот законопроект многие уже переименовали в «законопроект о регуляторе рынка ценных бумаг», потому что он на 80% состоит из норм, которые касаются деятельности именно регулятора этого рынка.
Законопроект определяет полномочия регулятора, статус, делает его более независимым от политического влияния и от влияния других государственных органов, устанавливает ответственность за принятые им решения, вводит прозрачные механизмы назначения и снятия его руководства, дает полномочия сотрудничать с регуляторами других стран (чего раньше вообще не было в нашем законодательстве), вводит более эффективные и прозрачные механизмы оценивания субъектов рынка, проверок, рассмотрения дел и многое другое. Он закладывает в законодательство все то, что должно было быть заложено много лет назад, когда рынок только создавался.
Фундаментом для изменений законодательства стали европейские законодательные акты, которые Украина в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС обязалась сделать частью своего законодательства. Также в законопроекте нашли отражение Принципы Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO), которыми руководствуются многие страны мира.
Общеизвестно, что противодействовать каким-либо финансовым преступлениям можно только путем обеспечения прозрачности рынков, более высокого уровня регуляции и более тесного взаимодействия регуляторов из разных стран. Регулятор должен иметь возможность проводить проверки и расследовать преступления на финансовом рынке, не ограничиваясь границами стран, получать полную информацию по юридическим и физическим лицам, чтобы иметь возможность установить виновных, и собрать всю доказательную базу, которая позволит правоохранительным органам и суду привлечь их к ответственности.
Пересмотр полномочий регулятора нельзя также рассматривать в контексте нынешнего удручающего состояния украинского рынка ценных бумаг. Пока украинский рынок находится в состоянии стагнации и не дает возможностей заработка для финансовых посредников, они ищут эти возможности на иностранных рынках. Несколько резонансных случаев последних лет по манипулированию ценами акций и инсайдерской торговле ценными бумагами на рынке США связаны, увы, с резидентами нашей страны.
Однако неразвитость нашей системы, в том числе правовой, позволяет конечным бенефициарам этих преступлений уходить от ответственности. Эта проблема назрела не вчера. Международные партнеры Украины уже давно обращают на нее внимание.
Что принесет принятие этого закона с формальной точки зрения:
— выполнение обязательства, заложенного в Меморандуме между Украиной и МВФ,
— присоединение Украины к Многостороннему Меморандуму о взаимопонимании (IOSCO MMoU) и толчок в развитии международного сотрудничества в сфере противодействия злоупотреблениям с ценными бумагами,
— частичное выполнение программы «Реформа финансового сектора» из Коалиционного соглашения и частичное выполнение программы по развитию институциональной способности регуляторов финансового сектора из Комплексной программы развития финсектора — 2020.
Что будет, если оставить все как есть – номинального регулятора без каких-либо реальных полномочий по борьбе с злоупотреблениями на рынке, без защиты добропорядочных инвесторов, без международных полномочий и т.д.:
— негативный имидж страны, которая не желает ни сама бороться с преступлениями на финансовом рынке, ни способствовать расследованию преступлений, совершенных ее гражданами,
— нет интеграции финансового рынка Украины в международные рынки,
— нет развитию пенсионной системы и инструментов накопления в стране.
И самое главное – без полноценного регулятора рынка ценные бумаги не станут понятным, прозрачным и надежным инструментом накопления, отсутствие или неполноценность такого инструмента будет тормозить пенсионную реформу, ни один инвестор не сможет получить в нашей стране гарантию защиты своих прав при инвестировании в ценные бумаги.
Без этого главного закона не имеет смысл рассматривать другие законы о новых финансовых инструментах, об усовершенствовании инфраструктуры рынка капитала, об улучшении корпоративного управления и т. д.