Документ установил четкие основания для принятия решений о регистрации или отказа в регистрации налоговых накладных. У предпринимателя будет возможность подать жалобу на негативное решение. Специальная комиссия ГФС в течение 10 календарных дней должна рассмотреть такую жалобу по существу.
В случае отсутствия регистрации налоговой накладной налогоплательщиком у контрагента возникают проблемы в части невозможности отнесения сумм НДС, уплаченных за товары или услуги, в налоговый кредит. То есть налогоплательщик лишается права на возмещение НДС. Это приводит к уменьшению оборотных средств предпринимателей и снижает возможности для развития бизнеса вплоть до остановки деятельности.
Судебная практика
Помимо того, продолжает действовать постановление Кабмина «О Порядке ведения Единого реестра налоговых накладных». Оно говорит о том, что причиной отказа в принятии налоговой накладной и/или расчета корректировки к регистрации является наличие ошибок в налоговой накладной.
Указанный в этом постановлении перечень является исключительным и налоговые органы, согласно букве закона, не вправе отказывать налогоплательщику в регистрации налоговой накладной по каким-либо другим основаниям (как пример — постановление Окружного административного суда г. Киева от 22.09.2016 г. по делу № 826/3764/16).
Пока открыт вопрос о позиции позиции административных судов в категории дел о деятельности Комиссии ГФС и приостановке регистрации налоговых накладных. Судебная практика формируется минимум 6 месяцев.
Но в этой истории есть один примечательный момент. На нововведения уже отреагировала пресс-служба Высшего административного суда Украины заявив, что с 1 июля административные суды будут готовы рассматривать новую категорию дел, связанную с деятельностью Комиссии ГФС в рамках постановления правительства № 190.
Учитывая готовность суда к искам, можно сделать два вывода. Первый — иски будут и их прогнозируется немало. Второй — бизнесу стоит тратить время и нервы на отстаивание своих прав в суде, поскольку в этой сфере наблюдается объективность в рассмотрении дел.
Проблемы за кадром
1 апреля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, запустившие постоянный автоматический мониторинг соответствия налоговых накладных (расчетов корректировки) совокупности критериев оценки степени риска.
Речь идет о том, что если налогоплательщик сам или через своего 25-го «токсичного контрагента» будет подпадать под какие-либо «критерии риска», то регистрация его налоговых накладных будет остановлена совсем или временно. Как следствие, каждая остановленная налоговая накладная будет предметом детального рассмотрения комиссии ГФС или же предметом судебной тяжбы.
На сайте ГФС уже опубликован проект приказа Минфина «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки».
Документ устанавливает, что основанием для остановки регистрации налоговой накладной считается, среди прочего, отсутствие у налогоплательщика разрешений и лицензий на отдельные виды хозяйственной деятельности, а также фиктивное предпринимательство (покупка товаров или услуг без намерения их применения в хозяйственной деятельности) или выявление количественных несоответствий при реализации товаров и услуг.
Пока это только проект, который вынесен на обсуждение. В связи с отсутствием комплексного регулирования целой процедуры, до 1 июля система будет работать в тестовом режиме без приостановления регистрации налоговых накладных в реестре.
Но приостановка регистрации налоговых накладных вряд ли способствует либерализации условий для ведения бизнеса, декларируемой правительством. Налоговики всегда достаточно свободно трактовали основания для отказа в регистрации налоговых накладных.