Сергей Фурса
специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital

На украинском рынке еврооблигаций в последнее время как-то уж очень подозрительно тихо. Зато громко на рынке руды, где слышен шум катящихся вниз окатышей. Цены на руду стремительно летят вниз. Если еще неделю назад стоимость превышала $90 за тонну, то сейчас сила земного притяжения завела ее ниже $70. С пика в феврале падение составило уже 28%. У падения вниз, как и у стремительного роста раньше, нет особых причин, зато очень скоро будут последствия. И эти последствия украинский сегмент ощутит как в динамике суверенной кривой (не значительно, но все же), так и на курсе гривни. Пока же падали только варранты, которые после стремительного ралли недельной давности не сумели найти в себе силы для дальнейшего роста и скисли. Где внезапно появилась жизнь, так это в квазисувернных еврооблигациях банков. А все дело в НБУ, который отменил очередные валютные ограничения по пути либерализации рынка и заявил, что у банков будет возможность досрочно погашать еврооблигации. Поскольку оферта не предусмотрена условиями выпусков наших евробондов, то рынок трактовал эти слова, как возможность для банков скупать свои долги с рынка. А возможность эта очень сладкая. Ведь банки сейчас полны долларовой ликвидности, а проценты по долларовым депозитам стремительно летят вниз. В то же время, доходность еврооблигаций банков составляет порядка 9%-10%. И для государственных банков нет операции выгоднее, чем покупка собственного долга.

Национальный Банк, в принципе, был главным поставщиков новостей на этой неделе. Сначала глава НБУ, Валерия Гонтарева, заявила, что «мы не рабы, рабы не мы» и подала в отставку. Слухи о ней ходили давно, но теперь они получили материальное подтверждение. И система замерла в ожидании, кто же придет ей на смену. Как всегда, есть хорошие варианты, очень плохие варианты и никакие варианты. Учитывая, что в Украине все привыкли ориентироваться на худшие варианты, многие уже заложили приход Данилишина. Пока он пакостит лишь на посту главы Совета Нацбанка, попав туда после длительной ссылки в Чехию (не Сибирь и то хорошо) из-за ряда подписей на посту главы министерства экономики еще в те времена, когда премьером была Юлия Владимировна.

Учитывая тягу этого персонажа к печатанию денег и раздаче их правильным товарищам, то рынок достал калькуляторы и считает риски. И курс заодно. Который и так скоро окажется под ударом падения цен на руду и накапливающегося эффекта блокады. Пока же страшные истории не стали реальностью, НБУ снизил ставку рефинансирования до 13%. Достаточно неожиданно на фоне мартовской инфляции. А также прошел еще пару шагов на пути валютной либерализации. В частности, позволив репатриацию дивидендов за 2016 год.

Пока же гривна чувствует себя стабильно и хорошо, что может быть и позволяет регулятору снижать ставки и делать шаги по либерализации. А также активно выкупать излишки валюты с рынка. Межбанк тянется за черным рынком, а тот продолжает опускаться. Валютные менялы под универмагом Украина торгуют в среде 26,70-26,80, на 10 копеек ниже курса, по которому между собой заключают сделки банки. На внутреннем рынке акций после достижения локального максимума последнего года начались распродажи. Спекулянты фиксируют прибыль, а индекс теряет завоеванные позиции. Утро пятницы индекс УБ откроет на отметке в 1027 пунктов. И зафиксированной за последние пару дней прибыли спекулянтам в Киеве вполне хватит на пасочки и хорошо разговеться. Хотя, вряд ли кто-то из них отказывал себе в этом последние пару месяцев.