Инвесторов, все еще верящих в обещания Трампа, на этой неделе ждало очередное разочарование. Перспективы фискальных стимулов, ожидание которых стало одной из причин Трампа-ралли, становятся все более туманными. Хотя вряд ли эти меры пройдут Сенат. И дело даже не в том, что там засели леваки демократы, засовывающие палки в колеса человеку и паровозу Трампу. Их как раз меньшинство. Многие республиканцы не готовы голосовать за закон, увеличивающий стоимость импортируемых товаров. Например, из Мексики. Чтобы построить стену с той самой Мексикой. Избирателям вряд ли понравится больше платить за текилу или апельсиновый сок, даже если они хотят отгородиться от южного соседа стеной и рвом с крокодилами. Тем более, те, кто этого реально хотел, охотно верили Трампу, что платить придется мексиканцам.
В результате, оптимизм инвесторов, который все еще присутствует на рынках (иначе мы бы увидели существенную коррекцию), не может найти поддержки и идеи, почему нужно расти дальше. Более того, ФРС на этой неделе намекнул, что их раздутый баланс необходимо сокращать. А это еще один шаг по сворачиванию количественного смягчения, заполонившего мир дешевыми деньгами.
На этом фоне индекс S&P500 продолжает болтаться чуть ниже исторических максимумов, не находя в себе сил для новых штурмов. Интересно, как будет реагировать рынок на 59 ракет, выпущенных по войскам Башара Асада в наказание за использование химического оружия. Четыре года назад, когда Асад пересек ту самую красную линию с химическим оружием, рынки очень боялись начала новой большой войны. Индексы лихорадило, и лишь мягкость Обамы наряду с дипломатическими усилиями позволили убрать этот риск.
Сейчас в Белом Доме сидит другой человек, которому теперь не помешает и небольшая войнушка, дабы поднять рейтинг и отвлечь внимание от того факта, что его окружение любит обедать с российскими шпионами. Скорее, любило, поскольку теперь черная икра уже не лезет в горло, а система продолжает выдавливать фриков из администрации. Но если тогда, четыре года назад, рынки еще переживали фантомные боли кризиса 2008 года, и страх побеждал жадность, то сейчас все с точностью наоборот. Жадность правит миром. И может быть, даже война не напугает спекулянтов. И, несмотря на все опасения, даже на фоне сворачивания количественного смягчения, деньги продолжают течь рекой даже на развивающиеся рынки.
И даже в украинский сегмент. Ралли прошлой недели в варрантах тому яркое свидетельство. На этой неделе там наступило затишье, но бумаги торгуются уже на 30% выше. Кто точно может похвастаться вниманием инвесторов, так это Кернел. Компания очень удачно и вовремя разместила еврооблигации. Фактически, для инвесторов, рыскавших в поисках высокодоходных корпоративных инструментов, их бумаги являются безальтернативными. И теперь никто не решается их продавать. А остающийся спрос продолжает тянуть бумагу вверх, и она по-прежнему торгуется ниже суверенной кривой по доходности. Доходность составляет 7,5%, заставляя завидовать белой (или черной) завистью квазисуверенов, торгующихся гораздо выше (Эксимбанк и Ощадбанк, с доходностью в 9,0-10,0%, или Укрзализниця с 10,5%), да и Минфину тоже. Суверен продолжает торговаться в диапазоне 7%-9%.
Транш МВФ, перечисленный на этой неделе, за которым последовали 600 млн евро от европейских товарищей, не оказал существенного влияния на котировки еврооблигаций и гривну. Даже несмотря на то, что в результате валютные резервы НБУ выросли с $15,1 до $16,7 млрд. Все давно уже было в цене. На межбанке гривна даже слегка ослабла, копеек на 10, празднуя это событие. А черный рынок остается ниже официального курса, полностью разрывая шаблоны о том, как должен работать черный рынок. Многие обвиняют в этом украинские черноземы. Точнее, теневые кэшевые доллары аграриев. Как известно, фермеры в Украине очень страдают. И в последние годы они страдают в основном от мысли, куда им девать деньги. Получая часть оплаты за урожай в кэше в клетчатых сумках, аграрии весной начинают тратить эти доллары, обеспечивая посевную. На межбанк им путь заказан, и они давят черный рынок.
Пока же Нацбанк продолжает потихоньку ослаблять валютные ограничения. На этой неделе простым маленьким украинцам позволили покупать доллары на сумму более чем в 12 раз больше, а экспортерам – меньше продавать валютной выручки. До безвизового режима для капитала еще далеко, но еще один маленький шаг в нужном направлении был сделан. И если бы программу МВФ смогли выполнить за год, то, думается, уже через год украинцы могли бы легально покупать акции Apple, а популярность сериала «Миллиарды» взлетела бы в небеса. Пока же украинцы по закону могут покупать только родные украинские акции и делают это гораздо активнее в последние недели. Банк Аваль продолжает вдохновлять украинский локальный рынок акций. И индекс УБ закрылся в четверг вечером на отметке в 1075 пунктов и сейчас рынок торгуется на максимуме с лета 2015 года. Конечно, это все еще в десятки раз ниже, чем было в старые славные годы, но уже приятно. Равно как и объемы торгов: пока уступают Владимирскому рынку, но тоже начинают расти. В этот рост еще мало кто верит, слишком больно стоила вера для украинских спекулянтов в последние годы. Но именно так обычно и начинаются циклы роста.