Априори виновен
Налоговое законодательство Украины сложное, противоречивое, суровое и беспощадное. Многочисленные «реформаторские» изменения, внесенные в текст Налогового кодекса за последние три года, привели к тому, что многие бухгалтеры просто запутались в изменениях и нововведениях. За малейшее нарушение следуют санкции. Получается, что налогоплательщик априори виновен.
Строгость наказания
В Уголовном кодексе описывается не только объективная, но и субъективная сторона преступления. Например, ответственность за нарушение, совершенное в состоянии сильного душевного волнения, определяется с учетом смягчающих обстоятельств. Но Налоговый кодекс при всей неоднозначности трактовок целого ряда его норм не предусматривает смягчающих обстоятельств.
Субъективная сторона правонарушения не учитывается при определении размера санкций. Добросовестность налогоплательщика заслугой не считается. Любой бухгалтер подтвердит, что фискалы проводят проверку не для того, чтобы убедиться в соблюдении компанией всех требований законодательства. Цель проверки — наложить на предприятия санкции за нарушения.
Танцы вокруг НДС
Систему электронного администрирования НДС презентовали как эффективную меру предотвращения фиктивных схем. Сначала идея заключалась в мониторинге достоверности сделок. Нельзя просто отражать показатели в декларации, нужно показывать детализацию в разрезе налоговых накладных. Подразумевалось, что фиктивная фирма налоговую накладную не зарегистрирует.
Однако эта идея не сработала: НДС «на продажу» регистрировался наравне с реальными поставками. В 2014 году добавили обязательное депонирование или обеспечение средств по формуле (НДС необходимо заплатить в течение двух недель с момента отгрузки товара или получения предоплаты. — Ред.), от чего взвыли десятки тысяч честных компаний. Под лозунгом «схемный налоговый кредит не пройдет» проголосовали за хромающую на обе ноги систему электронного администрирования НДС. Потери налогоплательщиков были колоссальны: огромные суммы налогового кредита не «подтянулись» в формулу (учитывает средства, уплаченные не только компанией, но и поставщиками. — Ред.) и были просто подарены государству. Сотни тысяч налогоплательщиков потеряли часть налогового кредита из-за невозможности провести уточняющие расчеты за прошлые периоды, а также из-за ошибок в реквизитах теперь уже электронной налоговой накладной.
Но ловкие продавцы налогового кредита обошли и эти преграды, занимаясь продажей «скрученного» между разными видами товаров и услуг НДС. И вот последнее ноу-хау Министерства финансов: детализация любой (не только импортной) номенклатуры в налоговой накладной по коду УКТ ВЭД. Норма вступает в силу 1 января 2017 года, но фактически не действует до введения новой формы налоговой накладной. Такая форма утверждена приказом Минфина № 276 (вступает в силу с 1 марта). Получается, что налоговые накладные по новой форме уже необходимо оформлять, но программное обеспечение еще не обновлено и выполнить требование фактически невозможно. ГФСУ через пресс-службу 3 марта 2017 года разрешила налогоплательщикам до 16 марта пользоваться старой формой налоговой накладной без санкций.
Сложно сказать, сколько добросовестных налогоплательщиков пострадает в этой чехарде принятия новых нормативных актов и разъяснений под «честное слово ГФСУ». Но потеря налогового кредита по формальным признакам несоответствия формы — сценарий вполне ожидаемый, несмотря на предоплаченный живыми деньгами налоговый кредит. Просматривается также невероятная спешка во внедрении всех этих новшеств.
Частникам не верят
Сделать сотрудника предпринимателем, выплачивая ему доход с уплатой 5% налога, в девять раз экономнее, чем платить ему зарплату с учетом всех налогов. И хотя в тексте Налогового кодекса нет запрета на выплату предпринимателю вознаграждения (такого запрета и быть не может!), крайне неприятной для бизнеса стала практика признания правоотношений с предпринимателями трудовыми. В итоге более-менее серьезные выплаты в пользу предпринимателей на едином налоге, особенно за услуги, которые сложно проверить (консалтинг, маркетинг, ИТ-сфера), по акту проверки будут переквалифицированы в зарплату со всеми вытекающими последствиями. Это существующая практика проверок. Возможно, «писателям законов» стоило бы включить в текст Налогового кодекса необходимые статьи относительно квалификации и переквалификации операций фискальными органами, чтобы фискалы не гребли под одну гребенку всех на основе своих домыслов.