Из-за нехватки антрацита уже несколько суток заблокирована работа ряда металлургических предприятий. Есть риск, что остановятся и другие.   Металлопродукция, по расчетам Национального банка, составляет до 40% всего украинского экспорта, поэтому негативные изменения на этом рынке могут повлиять на курс гривни и на экономику в целом. «Если остановятся 3-4 меткомбината среди которых Азовсталь и ММК им. Ильича, то скорее всего мы лишимся до 25% валютных поступлений в страну, это может негативно отразиться и на динамике ВВП в первом квартале», — объясняет Виталий Шапран, член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков.

Пока что блокада не оказывает давления на межбанк — вторую неделю безналичный курс доллара снижается. На прошлой неделе крупным компаниям нужна была гривня для оплаты налога на прибыль. На этой неделе валюту продают экспортеры-аграрии, которые готовятся к посевной. 

«Объемы продажи валютной выручки на межбанке с момента начала блокады снизились несущественно. Средние объемы продажи валюты на межбанковском рынке в 2017 году до 22 февраля включительно — эквивалент $154 млн. С начала года до 26 января средние объемы продаж составили $160 млн, а с 26 января до 22 февраля — $148 млн. За весь 2016 год средние продажи — $250 млн, в то время как за 2013 год — $1215 млн. То есть, на фоне драматического падения объемов продажи валюты с базой сравнения 2013 года сейчас можно сказать, что существенных изменений после блокады не произошло. Во всяком случае, пока», — констатирует Руслан Кравченко, начальник казначейства Укрсоцбанка.

Валютный рынок ощутит последствия блокады через несколько месяцев, когда поступления валютной выручки от металлургов ощутимо уменьшатся. Или в случае, если Украине придется закупать импортный уголь. 

«Оплата за экспортные поставки обычно не поступает на счета предприятий сразу (согласно постановлению НБУ, задержка может составлять до 120 дней). То есть эффект может проявиться только спустя 3-4 месяца», — допускает Константин Фастовец, аналитик ИК Adamant Capital.

«При текущих ценах на металл наша металлургия и горно-рудные компании могут недополучать экспортной выручки около $100-125 млн в месяц. Также нам придется импортировать уголь на сумму $40-45 млн в месяц. То есть только по ГМК и углю эффект на торговый баланс в текущих ценах может составить минус $140-170 млн.», — прикидывает Александр Паращий, глава аналитического отдела Concorde Capital. 

В долгосрочной перспективе затягивание блокады, безусловно, способно оказать негативное влияние на курс. «Убирая политический контекст и рассматривая ситуацию исключительно с экономической точки зрения, конечно, сокращение второй по размеру экспортной отрасли в Украине — металлургии — соответственно снизит поступления на наши рынки валюты. Валютный дефицит в будущем может вызвать девальвацию», — полагает Олег Куринной, директор казначейства Банка Кредит Днепр.

Риски сохранятся, даже если метзаводы не остановятся, а будут переориентированы на другие источники сырья, — считает Ярослав Жалило, эксперт Института социально-экономических исследований. Это приведет к росту импорта кокса и ухудшению торгового баланса.