Непростые расчеты
Когда вы сравниваете разные страны, с разным уровнем ВВП на душу населения, с разными валютами, то сравнение номинальных зарплат не дает целостного понимания того: +100 евро в месяц к зарплате — это много или мало. На самом деле, это ощущается даже внутри Украины: 100 евро в Тернополе это совсем не то, что в Киеве; точно так же 100 евро в Киеве имеют иную ценность чем 100 евро в Монако или во Франкфурте.
Однако в нашем глобальном мире немецкие автомобили, американские планшеты или телефоны, японские ноутбуки или французские коньяки стоят, с поправкой на налоги, примерно одинаково. Так что сравнение номинальных зарплат имеет под собой определенный смысл. Правда, стоимость услуг парикмахера, «местных» продуктов питания, услуг транспорта и всего того, что можно отнести к статье «стоимость жизни» очень и очень отличается. Поэтому оценивать 225 евро в месяц все же следует как по номинальной шкале, так и скорректированной на уровень цен.
Также стоит учитывать, что в идеале сравнение все равно не будет чистым, поскольку объективно у населения разных стран разная склонность к сбережениям, разные объемы получаемого пассивного дохода (от депозитов, страховок и инвестиций), разная интенсивность и производительность труда. Но, тем не менее, мы вполне можем сделать ряд объективных выводов, которые покажут место Украины на карте европейских зарплат.
Дно Европы?
В выборку по странам я включил все европейские страны, кроме России, Турции, Азербайджана, Армении и Казахстана, — эти страны традиционно относятся к классу «трансконтинентальных», поэтому при обзорах европейского региона не анализируются.
Для Украины ренкинг по зарплатам конца 2016 года оказался более чем печальным. В 2016 году Украина стала страной с наименьшей номинальной средней заработной платой в европейском регионе. Коррекция зарплаты на уровень цен с последующим ранжированием ничего не дала: в этом ренкинге мы пропускаем на позорное первое место Молдову с расчетной зарплатой в 303 евро в месяц и видим, что не так далеко ушли от Белоруссии и Албании (табл.).
Данные об уровне средней зарплаты, номинального ВВП на душу населения в странах европейского региона в 2016 году
Чтобы по уровню средней зарплаты Украине догнать, например, Болгарию — одну из самых бедных стран ЕС, зарплату нужно увеличить в два раза. Таковы итоги анализа официальной статистики. К сожалению, по показателю средней зарплаты мы можем вместе с Молдовой уверенно разделить пальму первенства самой бедной страны европейского региона. Источник: Данные МВФ, Евростата, национальных органов статистики.
Дополнительные наблюдения
Cредний уровень оплаты труда в реальности может отличаться от официального в несколько раз, в зависимости от развитости теневого сектора экономики. У Украины есть такая проблема. Поэтому средний уровень оплаты по стране можно смело умножать на 2 а то и на 2,5. Зарплаты в конвертах, вывод ресурсов бенефициаров бизнесов за рубеж, существование отраслей с теневым оборотом до 95% (например, добыча янтаря) — это благодатная почва, на которой укрепляется влияние теневого сектора на официальную статистику.
И все же, даже притом, что мы с вами учтем теневой фактор, мы все равно можем рассчитывать на то, что по средней зарплате Украина максимум приблизится к Болгарии, т.е. по одному из показателей доходов для населения мы все равно попадаем в число бедных соседей.
Второе наблюдение — как видим, налоговая нагрузка непосредственно с зарплат очень разная: от 6,8% на Кипре до 40,67% в Дании. Правда, эти расчеты не учитывают соцстрах и пенсионные сборы. Тем не менее в среднем налоговая нагрузка по региону едва превысила 25%, и в Украине этот показатель был ниже чем в регионе. Тем не менее «налоговый рай» для лиц, получающих среднюю зарплату, был устроен в Молдове, Албании, Белоруссии, Греции, Португалии и на Кипре. В этих странах налоговая нагрузка на среднюю зарплату по стране была меньше, чем в Украине.
Мы уже опустились к Африке?
Формально по уровню средней зарплаты Украина никогда и не выходила за рамки статистических рекордов Африканского континента. Например, в декабре 2016 года средний уровень брутто зарплаты в Южно-Африканской Республике составлял примерно 1300 евро в месяц. Такого показателя Украина исторически никогда не имела. Но в 2016 году по уровню номинальной средней зарплаты нас обогнала и такая небогатая африканская страна, как Алжир, с уровнем брутто-зарплаты примерно 270 евро в месяц, или такая страна с нестабильной политической ситуацией, как Египет, со средней брутто-зарплатой примерно 450 евро.
Названные страны Африки в прошлом на протяжении десятилетий относились к благополучным странам из-за свой близости к Европе. Как минимум полтора десятка наиболее бедных стран Африки со средней зарплатой менее 100 долларов в месяц и еще около пяти стран настолько бедны, что не имеют собственных органов статистики, а международные организации делают переоценку показателей по ним раз в 3-5 лет. Поэтому по некоторым странам понять, что там происходило в четвертом квартале 2016 года, — просто невозможно.
Немного о будущем
Думаю, что Украине не стоит комплексовать по поводу того, что по номинальным показателям средней зарплаты нас обогнали уже Алжир и Египет: мы все еще намного лучше Судана, Малави и Сомали. Формальные показатели оплаты труда подлежат коррекции, и в реальности в 2016 году мы уверенно плелись где-то в хвосте бедных стран-членов ЕС, претендуя на то, чтобы сравниваться с Болгарией.
В 2017 ситуация может быть улучшена, во-первых, за счет роста номинальной средней зарплаты. Я хочу напомнить, что за 2016 год номинальная средняя зарплата по Украине выросла на 48%. Думаю, что в 2017 году ситуация повторится и возможно, из-за инициативы Кабмина по минимальному уровню оплаты в 3200 грн, темпы роста номинальной зарплаты будут ускорены, а вот темпы девальвации не должны превысить того что мы наблюдали в 2016 году. То есть к концу 2017 года мы будем иметь среднюю зарплату по Украине примерно 330-350 евро. Однако то, как быстро сможет сбыться этот прогноз, будет зависеть еще от того, куда будет двигаться курс евро к гривне, что само по себе сейчас (в свете противостоянии ФРС и ЕЦБ) плохо прогнозируется.
Кабмину не стоит уповать только на детенизацию доходов и ожидать благоприятной ситуации на валютном рынке. Судя по числу заробитчан, в стране 30-40% трудовых ресурсов просто нечем занять, и потенциально, чтобы этот классический ресурс заработал, нужны немалые инвестиции. Пока правительство Гройсмана не может похвастаться тем, что оно организовало в стране инвестиционный бум. Определенные результаты есть, но пока этих инвестиций настолько мало, что они не меняют ситуацию ни в платежном балансе, ни на рынке труда.
Основные внешние административные точки роста для украинской экономики пока заблокированы. ЕС повел себя по отношению к Украине неожиданно жестко: торговые квоты увеличены на смехотворные проценты, а макрофинансовую помощь Еврокомиссия стремится привязать к торговым вопросам. Просто посетить Брюссель с демонстративной статистикой почти самой бедной страны региона не получится, поскольку европейцы тоже далеко не лишены аналитического мышления: они хорошо осведомлены и о гигантском размахе теневого сектора, и о первых итогах электронного декларирования.
Видимо, исполнительной украинской власти все же придется опираться исключительно на свои внутренние ресурсы, а это означает, что даже при благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков рост в Украине будет медленным.