На конец ноября 2016 года цены на фармацевтическую продукцию и медицинские товары, по данным Госстата, составляли 208% от цен на конец 2013 года, а на амбулаторные услуги — 162%. Суммарно за этот период цены на товары и услуги категории «Здравоохранение» выросли меньше, чем общий индекс потребительских цен (180% против 199%). При этом средняя месячная пенсия в течение данного периода выросла всего на 16%, а средний месячный доход одного домохозяйства увеличился на 18% в 2015 году по сравнению с 2013-ым.
Население сильно обеднело, а лечиться стало вдвое дороже. Отсутствие массовой качественной медицинской помощи приводит к несвоевременному диагностированию болезней и возникновению осложнений. Особенно остро этот вопрос стоит для неплатежеспособного населения.
Руки не дошли
Рынок добровольного медицинского страхования, по данным Нацкомфинуслуг, почти мертв — в Украине за 9 месяцев 2016 только 9% (1758,6 млн. грн) общих чистых страховых премий относились к категории «медицинское страхование (непрерывное страхование здоровья) ». К категории «страхование медицинских расходов» принадлежит только 2,68% (против 6,31% и 1,57% в 2012 году соответственно) чистых страховых премий. Высокая стоимость страхового полиса (в среднем от 5000 грн), отсутствие единого стандарта относительно базового набора услуг и низкий уровень доверия населения к страховым компаниям сдерживают рост рынка ДМС.
Альтернатива — внедрение обязательного государственного медстрахования. С 2001 года предлагалось множество вариантов концепции этой системы, но ни одна из них не учитывала ограниченные возможности бюджета и низкую платежеспособность населения. Только в конце 2016 года в украинском парламенте начали появляться более-менее адекватные инициативы по его внедрению. Но и они несовершенны.
Комитет ВРУ по соцполитике и пенсионному обеспечению, к примеру, решил взять за основу и доработать законопроект №4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине». С одной стороны, это можно считать прогрессивным шагом. С другой — законопроект содержит несколько опасных моментов.
Во-первых, согласно документу, распределять бюджетные средства будут частные страховые компании. Соответственно, конкуренция (и вероятное распределение рынка между несколькими крупнейшими страховщиками) будет продолжаться не на уровне поставщиков медицинских услуг (больницы, частные практики), а на уровне самих страховых компаний.
Во-вторых, согласно данному законопроекту, «перечень страховых рисков — групп заболеваний, травм или их последствий, по которым медицинская помощь застрахованным лицам предоставляется за счет страховых выплат по договорам обязательного социального медицинского страхования» будет ежегодно отдельно утверждаться Кабмином. То есть реально никаких гарантий нет, какая услуга войдет, а какая нет в перечень следующего года.
Минздрав со своей стороны планирует с 2017 года введение гарантированного государством пакета медицинских услуг, которые будут предоставлять за государственные средства врачи первичного звена (педиатры, семейные врачи, терапевты) «прикрепленным» к ним пациентам. Врачей пациенты будут выбирать и менять самостоятельно. Финансирование будет осуществляться за счет общего фонда бюджета, без введения дополнительных налогов и без создания промежуточных фондов. Реализация такой системы потребует времени. Есть ли еще альтернативы?
Урок от колумбийцев
Помимо классических обязательного и добровольного медстрахования, в мире существует и третий вариант — модель, которую впервые воплотили в Колумбии. Речь идет о солидарном негосударственном частичном медстраховании на базе неприбыльной общественной организации. Этот проект называется «BIVE». Он улучшает доступ к качественной медицине для людей с ограниченными финансовыми возможностями в одном из самых бедных регионов страны — Кальдас.В развивающихся странах(emerging markets) в ответ на неэффективность центральной власти возникают социальные предприятия, которые могут быть как прибыльными с миллиардными оборотами (например, всемирно известный Grameen Bank), так и иметь форму общественных негосударственных организаций (NGO). Колумбийский «BIVE» относится ко второй категории.
В Колумбии, как и в Украине, семьи с низким уровнем дохода имеют весьма ограниченный доступ к качественной медицине. Ключевые проблемы — нехватка медикаментов, долгое ожидание консультации врача (в государственных больницах) и бюрократия. Все почти как у нас. Как результат — рост числа заболеваний, возникающих в результате осложнений или самолечения, что приводит к большим затратам на здравоохранение и низкому уровню жизни населения.
«BIVE» создал сеть из 120 провайдеров медицинских услуг, которая помогает предоставлять почти мгновенную медицинскую помощь. Система «BIVE» ориентирована на бедные слои населения, поэтому членство в ней дает возможность получить не только доступ к высококачественным медицинским услугам частных врачей, но и скидку в размере до 68% стоимости услуги. Консультация предоставляется больному максимум за 7 дней с момента подачи соответствующей заявки. Одна членская карта «BIVE» действует на 5 членов семьи. Врачам это выгодно из-за значительного потока пациентов и преимущественно наличных платежей.
Доходы такого «фонда» генерируются с помощью небольших членских взносов (по похожей схеме действуют «больничные кассы» в некоторых областях Украины). На данный момент система объединяет около 20000 членов в регионе Кальдас. Это — уникальный пример некоммерческого солидарного негосударственного частного медицинского страхования на базе общественной организации. При этом данное социальное предприятие самоокупаемо и не требует постоянных благотворительных взносов.
Аналогичная колумбийской система медстрахования на основе общественной организации могла бы значительно улучшить доступ к медицинским услугам пациентов с ограниченными финансовыми возможностями на переходный период — до введения системы обязательного медицинского страхования. Увы, согласно украинскому законодательству, создание такой организации невозможно, поскольку страховые услуги не могут предоставляться неприбыльными общественными организациями.