«Минфин» выбрал ключевые тезисы.
Конкуренция госбанков
Национализация ПриватБанка все изменила. Мы видим, что два крупнейших государственных банка — Ощадбанк и ПриватБанк — начинают конкурировать между собой на рынке ресурсов. Мы считаем, что это ненормально. Такая конкуренция приводит к росту процентных ставок или замедляет их снижение. Тогда как снижение ставок – один из залогов возобновления кредитования.
Мы пересмотрим стратегические принципы развития государственного банковского сектора и определим специализацию каждого из банков. Чтобы не было конкуренции между банками одного владельца.
Основная идея – государство постепенно должно выйти из финансового сектора. На протяжении 2017 года необходимо продать Укргазбанк. В течение 2017-2018 годов необходимо создать условия для вхождения в капитал Укрэксимбанка и Ощадбанка международных финансовых институтов. Это все остается в силе. Мы должны согласовать нашу позицию с Министерством финансов. Но понятно, что с точки зрения розничного бизнеса ПриватБанк существенно превалирует над Ощадбанком. Потому, скорее всего, розница – это сегмент ПриватБанка.
Стратегия предусматривает отказ Ощадбанка от 100% гарантии вкладов государством с середины 2018 года. Эта норма также остается в силе.
Банкроты
Национальный банк вывел с рынка 87 банков. Из них 14 — исключительно по причинам нарушения законодательства в сфере финансового мониторинга или мошеннических действий. Еще 7 банков — из-за расположения и работы в зоне АТО и в Крыму. 5 банков ушли с рынка по решению владельцев и еще 6 — из-за непрозрачной структуры собственности.
Только 65 банков ушли с рынка из-за неплатежеспособности и проблем с ликвидностью. Почему так произошло? В большинстве случаев причиной стало кредитование связанных лиц и нерешенные проблемы, которые тянулись со времен кризиса 2008-2009 годов. В результате банковская модель превращалась в «пылесос». Оставлять систему в этом виде было невозможно.
Мы подготовили специальный сайт, где систематизировали информацию о 87 неплатежеспособных банках. Мы будем дополнять эти данные.
Рабочие банки
Сейчас у нас 60 банков, которые составляют 98% банковской системы. Они прошли диагностику. Из них 21 банк вообще не нуждается в докапитализации, 39 банков предоставили планы по докапитализации. Из них 9 уже их полностью выполнили. Мы проводим диагностику остальных банков, в основном небольших.
Крупные заемщики Ощадбанка и Укрэксимбанка начали процесс реструктуризации кредитов. Этот процесс займет определенное время, так как это очень большие корпорации. Поэтому ответ на вопрос о потребности докапитализации Ощадбанка и Укрэксимбанка мы получим ближе к середине года, когда нам станут ясны условия реструктуризации.
Проблемные финучреждения
Сейчас у нас 5 проблемных банков. Это не критично. С 2013 года было 13 проблемных банков, которые сумели избавиться от этого статуса и теперь нормально работают.
Платинум банк в ноябре 2016 года был выведен из категории проблемных, но ограничения с него не были сняты. Он подал программу докапитализации. Как и все банки второй двадцатки он должен был обеспечить нулевой капитал по состоянию на 1 января. Он его не обеспечил. Потому после праздников мы признали банк неплатежеспособным.
Российские банки
У нас их пять: три крупных и два маленьких. С 2014 года их активы сокращаются. Они сокращаются быстрее, чем мы видим по статистике. Потому что в российских банках очень большую долю занимают валютные активы. Сейчас из-за роста курса (доллара — «Минфин») сокращения можно не увидеть. Но если смотреть на портфель их активов в разрезе валют, мы видим это сокращение. Объемы вкладов также уменьшаются. Банки работают в режиме ограничений. В них работают кураторы. На сегодняшний день банки не кредитуют.
Действительно, некоторые госпредприятия имеют кредиты в банках с российским капиталом. Этот вопрос мы обговариваем с профильными министерствами. Чтобы этой зависимости не было, займы нужно погасить или перекредитовать. Мы над этим работаем.
Российские банки сейчас ищут покупателей. Мы контролируем все их операции и не видим угрозы. У них есть два пути: найти нового владельца, или постепенно сокращать присутствие на нашем рынке.
ПриватБанк
Мы получили письма от держателей еврооблигаций ПриватБанка. Официальной встречи еще не было, но мы понимаем, что они хотят диалога. Это нормально.
Мы провели операцию bail-in, основываясь на ст 41.1 закона («О системе гарантирования вкладов физлиц» — «Минфин»). Она предусматривает возможность конвертации в капитал обязательств банка перед связанными лицами.
Когда государство вынуждено национализировать банк, эмитируя ценные бумаги на 116 млрд грн, оно старается защитить самые уязвимые слои вкладчиков и населения. Эта защита не должна распространяться на профессиональных инвесторов. Так как они, когда делали такого рода инвестиции, должны были оценить и текущие, и потенциальные риски с учетом целого ряда факторов.
Мы готовы встречаться с представителями держателей еврооблигаций и озвучивать свою позицию. Она закона и резона с точки зрения банковской практики.
Кредиты
Ликвидность банковской системы превышает 150 млрд грн. Есть перекосы. Но мы ожидаем, что после завершения этапа очищения эта ликвидность нормально распределится по всей банковской системе. Банки готовы к кредитованию.
В первую очередь — малого и среднего бизнеса (МСБ). Согласно результатам диагностики, кредиты МСБ показывают более высокое качество, чем кредиты крупного бизнеса, который слишком закредитован. Потому мы надеемся, что МСБ станет движущей силой для восстановления кредитования в 2017 году.
Кредитование – это единственная возможность банков выходить на операционную прибыль. Есть несколько вопросов. Большой вопрос – что делать с проблемными активами? У нас в рамках программы возобновления кредитования есть проект по работе с NPL (Non-performing loans, — ред. «Минфин»). Есть несколько идей. С ними ознакомим позже.
Планы
Этот год мы посвятим работе над эффективностью банковской системы и возобновлением кредитования. С 2018 года мы запустим регулярную ежегодную диагностику качества активных операций банков. Ее результаты будут публичными. Начиная с 2018 года мы расширим наши требования к раскрытию регулярной отчетности банков.
Мы пытаемся разработать и внедрить инструменты, которые позволят нам сказать, какой будет банковская система через год-два, основываясь на макропрогнозах наших коллег. И скорректировать ее развитие, чтобы не допустить кризисных явлений в будущем.