Одно из главных обвинений, послуживших причиной национализации ПриватБанка— высочайшая доля кредитования связанных лиц. По иронии, теперь такое же обвинение НБУ и Минфин могут предъявить сами себе. После принятия решения о национализации Привата, порядка 87% рисков, связанных с рефинансированием и его возвратом, оказалось сконцентрировано на одном лице — украинском государстве. Речь идет о долгах Приватбанка и трех других государственных учреждений — Ощадбанка, Укргазбанка и «Родовида».

Крупнейшие долги перед НБУ на 1 декабря 2016 года — у Приватбанка (19 млрд грн), Ощадбанка (2,57 млрд грн), банка «Родовид» (2,5 млрд грн), Проминвестбанка (1,1 млрд грн). Также рефинансирование получали Альфа-банк, Укргазбанк, Диамантбанк, «Пивденный», Платинумбанк, и ING Bank.

Эксперты считают, что не стоит пугаться такой статистики. Мол, она говорит о поддержке государством своих банков. «В кризисное время НБУ поддерживает госбанки, и это хорошо», — полагает финансовый аналитик Анатолий Дробязко.

Дает ли государственный статус право на индульгенцию? И каковы шансы на возврат кредитов рефинансирования подопечными Минфина?

Например, Ощадбанк и Укргазбанк демонстрируют платежную дисциплину.

«Рефинансирование получено для поддержания ликвидности банка на условиях, установленных нормативами НБУ. Банк погасил 90% полученного срочного рефинансирования, срок погашения которого приходится на 10 июня 2020 года. Из суммы погашенного рефинансирования 86% осуществлено досрочно», — рассказали ЭП в Ощадбанке в декабре.

В Укргазбанке говорят, что в 2016 году погасили НБУ более 3,7 млрд грн рефинансирования.

«Это долги, которые появились в 2008-2009 годах по кредитам поддержки ликвидности по программе финансового оздоровления в сложных экономических условиях. Считаем, что в 2008-2009 году рефинансирование использовалось неэффективно, что привело к участию государства в капитале банка.

Досрочное погашение кредитов рефинансирования стало возможным с учетом высокого уровня ликвидности и платежеспособности банка, что говорит о его эффективной работе после докапитализации государством», — говорят в банке.

В ПриватБанке также уверяют, что будут платить исправно.  

«Средства, полученные от государства в виде рефинансирования, будут возвращены. Сейчас разрабатывается соответствующий план», — рассказали в пресс-службе ПриватБанка.

«Команде, которая управляет ПриватБанком, нужно будет сильно стараться, чтобы вернуть рефинансирование. Впрочем, кредиты рефинансирования обеспечены личным поручительством Игоря Коломойского и некими активами, но эти договоренности не публичны», — говорит Дробязко.

По данным ФГВФЛ, на возврат рефинансирования негативно влияют длительные судебные процессы и низкое качество корпоративных займов.

Поскольку к качеству кредитного портфеля ПриватБанка со стороны НБУ звучали серьезные претензии, то пока непонятно, какие аргументы и легальные методики могут применяться для возврата рефинансирования в части портфеля, учитывая, что качество части обеспечения по рефинансу было поставлено под сомнение и использовалось как повод для национализации банка.