В постсоветских странах сформировалось убеждение, что главное для экономического роста – направить нужное количество денег в нужное место. В программах и предложениях бизнеса, экспертов и правительства говорится только о налогах, госрасходах, субсидиях и т.д.
Нет спору, деньги важны, но они не решают всех проблем. Скажем, в СССР каждый утвержденный правительством инвестиционный проект был обеспечен кредитными ресурсами и общая норма накопления была очень высокой (почти 30% ВВП). Несмотря на это, отдача от инвестиций с каждым годом становилась все ниже, а темпы роста затухали. Объяснение простое – деньги работают только там, где создана правильная экономическая среда: действуют рыночные механизмы, ресурсы государства распределяются прозрачно и «невзирая на лица» и т.д. Мировой опыт однозначно свидетельствует: увеличение расходов при низком «качестве государства» практически ничего не дает для роста.
Иными словами, деньги, как люди, не хотят работать там, где им плохо. Если же жестко привязать их к определенным проектам (как сейчас предлагают некоторые экономисты и как было когда-то в СССР), то они работают крайне неэффективно – как всегда бывает, когда что-то делается из-под палки. Так что налоговые льготы или дешевые деньги – всегда благо для тех, кто их получает, но редко – для страны.
В современном глобальном мире деньги – одна из наиболее активных субстанций: они, как живые, быстро перемещаются, отыскивая наиболее привлекательные точки приложения. С долей иронии можно сказать, что сегодня относиться к деньгам нужно не как в советское время, когда они были пассивным объектом, а соответственно их новой роли – как к важным субъектам экономического процесса. Без денег не будет экономического развития, но, для того чтобы они успешно работали на экономику, деньги необходимо не распределять, а привлекать.
Нужно создавать идеальные условия для них, обеспечивать все, что они любят, и избегать всего, что их пугает. Прежде всего, нужно, чтобы деньгам было не страшно находиться у вас. Две главные опасности для них – попасть в чужие руки и потерять свою стоимость. Первое условие требует надежно защитить собственность, гарантировать права инвесторов. Второе условие подразумевает проведение сильной макроэкономической политики: поддержание низкой и предсказуемой инфляции, текущей и долгосрочной бюджетной устойчивости.
Следующее требование – максимальная свобода и равенство для денег. Необходимо добиться устранения всех искусственных барьеров для инвестиций: внешних и внутренних, в том числе для иностранного капитала. Далее, нужно чтобы все деньги имели равные права участвовать в госзакупках, реализации государственных инвестиционных проектов и т.д., не подвергаясь никакой дискриминации.
Третий пункт – деньгам нужно дать возможность нормально зарабатывать. В последние годы доля прибыли в структуре ВВП (которая определяет доход на капитал) последовательно снижалась, поскольку зарплата росла быстрее производительности труда. Это во многом определялось тем, что труд становился все более дефицитным ресурсом. Сейчас эта проблема обостряется.
Наконец, четвертое требование – необходимо позволить деньгам работать на будущее, а не на сохранение прошлого. Сейчас существенная часть финансовых, материальных и трудовых ресурсов используется для поддержания устаревших, неэффективных предприятий. Это делается из лучших побуждений – чтобы не создавать социального напряжения, которое может возникнуть в случае их банкротства. Но тем самым решаются сиюминутные задачи за счет будущего, блокируя возможности развития перспективных производств.