С середины 2015 года макроэкономическая ситуация в Украине стабилизируется.

Во втором квартале 2016 года ВВП вырос на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, в третьем — уже на 2%. Годовой показатель инфляции снизился до 12% против максимального значения 61% в апреле 2015 года.

Резко сократился дефицит бюджета и текущего счета. Резервы НБУ выросли до $15,3 млрд, что соответствует 3,7 месяцам импорта.

Макроэкономическая стабилизация, как и рост резервов НБУ — в значительной степени результат финансовой помощи от официальных кредиторов — МВФ, Мирового Банка, США, ЕС и других. В 2014-2016 годах Украина получила от них $17 млрд финансирования. Это большая сумма для экономики, которая генерирует около $90 млрд ВВП в год.

Финансирование Украины официальными кредиторами в 2014-2016 гг. ($ млрд)

2014

2015

2016

Всего

Займы (чистый показатель)

5,4

8,8

2,7

17,0

в т. ч.:

МВФ (чистый показатель)

0,9

5,1

1,0

7,0

займы

4,6

6,5

1,0

12,1

погашение долга

(3,7)

(1,4)

--

(5,1)

Мировой банк

1,3

1,0

--

2,3

США

1,0

1,0

1,0

3,0

ЄС

1,7

0,9

--

2,6

Другие*

0,5

0,8

0,7

2,0

*Без учета займов официальных кредиторов частному сектору.

Источники: МВФ, Мировой Банк, расчеты автора

Создается впечатление, что вместе с улучшением ситуации желание украинской власти сотрудничать с МВФ угасает. Комментарии относительно сотрудничества с фондом остаются позитивными, но требования кредитора выполняются очень медленно, в том числе и те, которые требуют только решения правительства.

Недавно Министр финансов Александр Данилюк заявил, что страна продержится, даже если не получит вовремя следующий транш $1,3 млрд. Такая точка зрения оправдана для перспективы в несколько месяцев, но не выдерживает критики, если смотреть на несколько лет вперед.

Затраты на обслуживание внешнего долга Украины начнут расти с середины 2017 года. Выплаты основной суммы и процентов по суверенному и квази-суверенному долгам в ближайшие 3 года составят $14 млрд. Это почти равно нынешним резервам НБУ. Львиная доля этой суммы должна быть выплачена из госбюджета. Между тем, валютные запасы правительства гораздо меньше, чем у НБУ — около 1,5 млрд на конец октября.

Выплаты по внешнему долгу достигнут максимума в $7,5 млрд. в 2019 году. Это год президентских и парламентских выборов. Поэтому золотовалютные резервы нужно наращивать дальше, а не тратить.

Внутренних источников привлечения инвалюты недостаточно. Основной источник — банковская система. Но ее запас инвалюты всего около 5,5 млрд. Это вдвое меньше $11 млрд, которые необходимы правительству.

Украине нужно привлекать средства с внешних рынков и сосредоточиться на недорогом финансировании, поскольку долговые показатели уже достигли угрожающих размеров — государственный долг составляет 80% ВВП, ы выплата процентов по нему — 4,5% ВВП.

Доступ к внешнему финансированию зависит от сотрудничества Украины с МВФ и выполнения программы реформ.

Доходность украинских еврооблигаций сейчас колеблется около 9% годовых. Это один из самых высоких показателей среди развивающихся рынков. Единственный способ снизить стоимость привлечений на частном рынке — это уменьшить премию за риск, связанный с инвестированием в Украину. Лучший способ это сделать — ускорить реформы.

Замораживание или разрыв сотрудничества с МВФ может иметь катастрофические последствия для экономики и даже для будущего развития страны в целом. Накануне выборов страна может оказаться на пороге еще одного экономического кризиса.