Бюджетные реалии
Во-первых, бюджет на следующий год нельзя назвать сбалансированным, как и многие предыдущие бюджеты страны, потому что его расходы превышают доходы, и он является дефицитным.
Во-вторых, проект государственной сметы нельзя назвать «абсолютно реальным», поскольку существуют риски его выполнения как в части доходов, так и в части финансирования дефицита. Так, бюджетные доходы в 2017 году должны вырасти почти на 20%, а расходы – на 16,5% до ожидаемых показателей 2016 года, в то время как рост номинального ВВП ожидается на уровне около 14%. По сравнению с предыдущей версией государственной сметы, которая предусматривала более умеренные темпы роста доходов и расходов, сопоставимые с ростом номинального ВВП, общие показатели действующего проекта выглядят менее реалистичными и содержат высокие инфляционные риски.
В этом году правительство «обыграло» депутатов в политической игре «улучшение жизни рядовых граждан» с помощью бюджетного ресурса, когда после первого чтения неожиданно инициировало удвоение минимальной заработной платы с начала следующего года.
Резкое повышение «минималки» стало основной причиной изменений в бюджетных показателях, которые произошли между первым и вторым чтением, хотя есть и другие, менее масштабные, изменения. Так, к прогнозным показателям и доходов, и расходов добавили одинаковую сумму 15,1 млрд гривен, чтобы дефицит бюджета остался неизменным. На бумаге такая операция выглядит красиво и вроде подтверждает мнение о полной «нейтральности» повышения минимальной заработной платы для показателя дефицита бюджета. Впрочем, экономика – не арифметика, и не все так просто.
Надежда на детенизацию
С точки зрения экономической теории, столь резкое изменение в размере минимальной оплаты труда является своеобразным шоком для экономических агентов, и их реакцию на него сложно предсказать, поэтому и влияние на доходы бюджета от такого решения точно предсказать трудно (рост затратности бизнеса плохо сказывается на его прибыльности и может привести к уменьшению занятости).
Поэтому какая-то часть из прибавленных к бюджетным доходам 9,5 млрд гривен налоговых поступлений является рискованной, если надежды правительства на «детенизацию» не оправдаются. В Украине действительно великовата доля работников, официально получающих минимальную заработную плату (около 20% из тех, кто работает, по оценкам министра социальной политики), по сравнению с другими странами (4-12%). То есть подозрения правительства о распространенной практике выплаты заработных плат «в конвертах» для уменьшения налоговой нагрузки являются обоснованными. Со стороны расходов, эффект от повышения минимальной заработной платы посчитать легче – ко второму чтению расходы на оплату труда бюджетников выросли на 26 млрд грн.
Денег может не хватить
Риском для выполнения плана доходов бюджета является повышение суммы трансферта от НБУ (с 41 млрд до 45 млрд грн). Также остаются риски недостаточного наполнения целевого фонда конфискованными средствами, приобретенными коррупционным путем (действующий проект предусматривает 10,5 млрд грн поступлений), который является частью специального фонда. Это приведет к автоматическому сокращению расходов специального фонда, которые должны финансироваться за счет этой статьи дохода (а это, в частности, такое приоритетное направление как оборона, строительство дорог и т.д.).
Со стороны финансирования дефицита государственного бюджета наиболее рискованным является план поступлений от приватизации, остался неизменным на уровне 17,1 млрд грн (0,7% ВВП). Учитывая мизерные приватизационные поступления в 2016 году, примерно половина из запланированных поступлений от приватизации выглядят призрачными.
Впрочем, все перечисленные бюджетные риски можно считать умеренными, поскольку они могут быть нивелированы в результате ускорения структурных реформ, в том числе тщательного пересмотра государственных расходов на предмет их целесообразности и эффективности.