Оплата за товары и услуги − это неизбежность (за незначительным исключением). И вот уже деньги заплачены и… сюрприз! А точнее − cashback – и ваши потраченные деньги возвращаются! Приятная неожиданность? Не думаю. Скорее здоровый клиентский прагматизм владельцев банковских пластиковых карточек в условиях сложной экономической ситуации, когда мода на cashback, при уже регулярном повышении цен на продукты питания, топливо и проезд в общественном транспорте, постепенно превращается в жизненную необходимость и становится неотъемлемым условием при выборе банка на каждый день.
Признаюсь, что уважаю таких прагматиков, способных не хуже банковского сотрудника провести необходимые расчёты и, как результат, сбалансировать свой бюджет. Для них фактически и создаются новые карточные проекты типа cashback.
Цель банка в создании данной разновидности программы лояльности очевидна. Это и расширение продуктового ряда путем выпуска дебетовых и кредитных карт с cashback, и стимулирование держателей платежных карт проводить безналичные расчёты. Клиенты платят картой и получают возврат денег, банк получает доходы от Interchange.
Как показывает практика, особое предпочтение клиенты отдают «кешбеку» за расчёты на АЗС и в продуктовых супермаркетах. При этом, сashback на заправках может достигать 6% от суммы чека. Таким образом, заправив 70 литров топлива (предположим, по цене 25,99 грн/литр) клиент получает 6% компенсации, что фактически возвращает ему более 100 грн (без вычета налогов).
Позитивным моментом есть и то, что в основном такие проекты, по договоренности между участниками совместной программы лояльности, создаются на достаточно длительный период. Те же автозаправочные станции параллельно могут поощрять своих клиентов и начислять им баллы или бонусы, которые в дальнейшем можно обменивать, например, на то же топливо. Суммируя банковскую программу лояльности и бонусную программу АЗС, среднестатистическая семья может в месяц сэкономить приличную сумму.
В торговых центрах и сетевых магазинах размер компенсации может варьироваться на уровне 2-5%. Дополнением могут служить «ситуативные» cashback в виде отдельных акций или временных кампаний. Как пример − сashback за операцию на интернет-площадках типа Amazon или AliExpress, приуроченный к так называемой «чёрной пятнице», открытию рождественского сезона распродаж и т.д. При этом, в канун Нового года, учитывая традиционную для нас массовость закупок, клиентам может быть предложено до 5% cashback – предположим, за каждую третью покупку в продуктовом супермаркете Украины.
О позитивном опыте пользователей платёжных карт при расчётах в общественном транспорте, особенно в киевском метрополитене, красноречиво свидетельствует тот факт, что на 52 станциях столичной подземки уже оборудовано более 70-ти турникетов с возможностью бесконтактной оплаты посредством банковской карты (на сегодня это Мastercard с технологией PayPass). При этом, общее число таких операций − более 15 000 ежедневно. Принимая во внимание заинтересованность клиентов, банками создаются программы с гарантированным возвратом средств или бесплатными поездками (для примера, 8 ежемесячно). Как правило, cashback в данном случае проходит в конце месяца.
Сashback в банковской сфере объективно имеет экономическую выгоду только в перспективе. Список составляющих успеха тут достаточно внушителен и выходит за рамки классической банковской деятельности. Однако, по своей сути, это элемент той клиентоориентированной программы лояльности, которая призвана ежедневно и понятно стимулировать клиентов осуществлять покупки посредством пластиковой карты.
Прагматичный клиент, составив примерный график покупок на месяц, может воспользоваться привилегиями банка в полном объёме.