По этому поводу замглавы НБУ Катерина Рожкова говорила, что и Траст и Платинум продемонстрировали регулятору программы докапитализации. У Траста, который с середины 2015 года принадлежит владельцу кондитерской компании АВК Владимиру Авраменко, даже появился потенциальный покупатель. По словам самого Авраменко, это была кипрская компания Flexinvest, принадлежащая россиянам Александру Миронову (54,92%), Сергею Спиро (30%), Анатолию Шепелю (3%). На повестке дня ближайшего собрания акционеров банка (намечалось 12 декабря) даже стоял вопрос об увеличении уставного капитала на 180 млн гривен. Но сделка в итоге так и не состоялась.
Официальная причина, по которой НБУ признал банк Траст неплатежеспособным — именно отрицательный капитал, который сформировался из-за неработающих кредитов и больших потерь в зоне АТО. Но было еще кое-что: несмотря на запрет регулятора, Траст в конце ноября резко стал привлекать депозиты населения по завышенным ставкам.
К тому же в Нацбанке настаивают на том, что никаких документов о возможной продаже Траста он не получал. В итоге — временная администрация и 552 млн гривен, которые Фонд гарантирования должен выплатить вкладчикам банка. Всего в банке по состоянию на 7 декабря 2016 года находилось 542 млн грн средств физлиц и 6 млн грн средств юрлиц. Фонд выплатит компенсации 96% вкладчиков банка.
Это не первый случай, когда банк, нуждающийся в докапитализации, находит потенциального инвестора, но до реальной сделки дело не доходит. Весной этого года об интересе со стороны казахстанского инвестора Каната Арбиева заявлял Фидобанк. Речь шла о 20 млн долларах. 17 мая Фидобанк сообщил Нацбанку, что потенциальный инвестор отказался участвовать в его докапитализации. Через три дня после этого в Фидобанк вошла временная администрация.
18 мая НБУ согласовал приобретение Болатом Назабраевым (родной брат президента) 50% акций Евробанка. Временная администрация зашла в банк 17 июня. Акционером и Фидобанка и Евробанка был Александр Адарич.
«Минфин» попросил Владимира Авраменко и предправления Траста Константина Кошеленко прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Владимир Авраменко, основной акционер банка Траст
При покупке банка были видны проблемы с капиталом, которые мы планировали решить. Но при более глубоком изучении финансового состояния вскрылись дополнительные проблемы, связанные с кредитами в зоне АТО.
За минувший год была проведена огромная работа по построению эффективной бизнес-модели в розничном кредитовании. Показатели банка за этот период подтверждают успешность выбранной стратегии. Для закрытия старой проблемы с капиталом мы искали инвесторов. Претендентов было несколько. К сожалению, на сегодняшний день никто из инвесторов не принял решения о вхождении в состав акционеров банка.
Мы активно сотрудничаем с представителями НБУ и будем взаимодействовать с временной администрацией, чтобы наработки, которые были созданы за последний год, не пропали даром.
Константин Кошеленко, предправления банка Траст
Акционеры и руководство банка уверены, что ФГВФЛ, отчисления которому были регулярными, в ближайшее время выплатит остаток средств, а текущая ликвидность погашения кредитов и реализация имущества компенсируют эти затраты.
Было приложено максимум усилий, чтобы состоялась продажа банка, но покупатель поставил под сомнения свои намерения, а возможностей для устранения проблем, связанных с кредитным портфелем прошлых периодов (в основном АТО) не было. Учитывая то, что до последнего дня оставались заинтересованные в покупке банка, возможно, диалог с ними продолжится, но уже под временной администрацией.