«Минфин» выбрал ключевые тезисы из его выступления.
Обязательства перед ЕС
У нас есть 10 законов и декрет о валютном регулировании. Плюс больше сотни нормативных актов. Мы согласны с тем, что система достаточно сложна и неудобна, в ней множество противоречий, она не соответствует современным требованиям в плане гибкости.
Украина подписала договор об ассоциации с Евросоюзом в июне 2014 года. Среди прочего, мы приняли на себя обязательство по либерализации условий движения капитала. Это касается прямых и портфельных инвестиций, операции по текущему счету и финансовых заимствований. Мы должны создать условия для перехода на правила ЕС по движению капитала в течение 4 лет, то есть до 2018 года. После этого Комитет по вопросам торговли Евросоюза рассмотрит выполненную нами работу и определит дальнейший план действий. Здесь есть важная оговорка – страны, которые присоединились к соглашению, могут применять ограничительные меры для того, чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке. Но сейчас наша задача — смягчить ограничения по капиталу.
Единственный закон
Как мы видим будущую систему валютного регулирования в Украине? Вся существующая законодательная база будет трансформирована в один закон. Мы предварительно назвали его «законом об иностранной валюте». Это будет основной закон, регулирующий валютный рынок. Работа над ним уже началась, с разработкой закона нам помогут специалисты Евросоюза. Мы надеемся представить его во втором квартале 2017 года.
Ограничения в обмен на время
Новая система регулирования должна быть простой и понятной. Некоторые ограничения, которые сегодня действуют на нашем рынке в рамках закона (в частности, это лицензирование некоторых валютных операций, регистрация кредитов от нерезидентов, норма возвращения валютной выручки) будут вынесены на подзаконный уровень. Это позволит Нацбанку вносить в эти правила оперативные коррективы, исходя из состояния платежного баланса и конъюнктуры рынка.
Основные ограничения мы приняли в течение короткого периода времени – с конца 2014 года и по начало 2015-го. При этом мы прекрасно понимаем, что все это негативно влияет на бизнес-климат в стране. Но одновременная их отмена может спровоцировать дестабилизацию рынка с раскручиванием девальвационных и инфляционных трендов. Ограничения нужны были для того, чтобы выиграть время для структурных реформ в банковском секторе. Поэтому либерализация должна проходить постепенно и только при достижении определенных целей.
Реформы идут
Одна из главных причин кризиса – это накопленные за годы независимости экономические дисбалансы. Хроническая проблема с платежным балансом существовала всегда, но вместо того, чтобы регулировать дефицит за счет курса, его пытались перекрыть заимствованиями в валюте и за счет ЗВР. Часть необходимых реформ мы уже провели. Украина перешла к плавающему курсу, у нас уже не такой большой фискальный дефицит, нет проблем с энергетическим рынком. Для сравнения: во второй половине 2014 года Украина потратила 11 млрд долларов на закупку российского газа. По сути, все это были интервенции Нацбанка под нужды Нафтогаза. В этом году Нафтогаз не закупает валюты в таких количествах и не нуждается в нашей помощи, он стал самодостаточной компанией и не влияет на валютный рынок. Это реальный результат реформ. Но нужны и другие изменения, которые не зависят от Нацбанка.
Приоритет в инвестициях
Какие критерии валютной либерализации мы для себя выбрали? У нас есть дорожная карта – основной документ, которым мы будем руководствоваться на пути к либерализации рынка. Мы считаем, что в приоритете должны быть те моменты, которые влияют на экономический рост. То есть в первую очередь мы должны либерализировать долгосрочные инвестиции, а уже потом – краткосрочные. Сначала прямые, потом – портфельные. В первую очередь – операции юрлиц и банков, во вторую – смягчение для физлиц.
Сама либерализация разбита на этапы. Но здесь есть важная оговорка – каждому этапу должен соответствовать набор макроэкономических условий. Сами этапы структурируются по приоритетности. Первый этап – текущий счет и прямые иностранные инвестиции. Второй – портфельные инвестиции и кредитные операции юрлиц. Третий этап – финансовые операции физлиц. Речь здесь идет не только о тех временных ограничениях, которые мы вводили в 2014-2015 годах, а и о тех особенностях законодательства, которые существовали у нас всегда.
Помощь экспортерам
Сейчас мы находимся на «нулевом этапе». Мы либерализировали репатриацию дивидендов иностранными компаниями, но с оговоркой в виде графика. Второе – мы отменили обязательную продажу валюты, которая поступает от иностранных инвестиций. По операциям текущего счета, в частности были уменьшены нормативы по обязательной продаже валюты, граничный срок возврата валютной выручки и срок резервирования гривны для покупки иностранной валюты.
В ближайших приоритетах у нас – увеличение граничного срока возврата выручки по экспортно-импортным контрактам с прицелом на полную его отмену. Пока мы можем только корректировать сам срок, потому что это правило содержится в «валютном декрете». В новом законе о валюте, этот момент фигурировать не будет. То же самое касается обязательной продажи валютной выручки. Отдельный момент – по украинским инвестициям за рубеж. Мы планируем разрешить украинским компаниям инвестировать в иностранные проекты, но при условии, что эти инвестиции будут продуктивными. Это нужно для поддержки украинского экспорта. Речь идет о маркетинге и дистрибуции украинских товаров, что необходимо для их реализации.
Условия для всех этих послаблений – отсутствие кризисных ситуаций. То есть это дальнейшее снижение инфляции, фискальная дисциплина, отсутствие ощутимых разрывов в платежном балансе и, конечно, наличие действующей программы с МВФ.
Послабления для банков
Первый этап мы обозначили как «развитие валютного рынка и либерализация потоков капитала». Условия здесь те же – финансовая стабильность. Но сюда же стоит добавить более серьезные изменения в законодательстве – в первую очередь это касается защиты прав инвесторов и противодействия размыванию налоговой базы (международные правила ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов – BESP).
Дальше – работа банков. В первую очередь мы имеем в виду отмену правила по ежедневной нетто-покупке банками валюты. Сегодня действует норма в 0,1% — в будущем мы планируем полностью ее упразднить. В перспективе сюда же добавятся большие возможности банков в плане проведения форвардных операций, хеджирования заимствований в иностранной валюте и увеличение лимитов по открытой валютной позиции.
Второй блок – работа юрлиц. Сейчас действует запрет на досрочное погашение кредитов от нерезидентов. На этом этапе мы планируем его постепенно отменить. Например, сначала мы разрешим погашать такие кредиты за счет собственных ресурсов компаний, позже – уже за счет непосредственной покупки валюты. Кроме этого мы планируем отменить некоторые ограничения по репатриации доходов от покупки негосударственных акций или облигаций.
Отмена лицензий
Второй этап: «либерализация инвестиций за границу и краткосрочных потоков капитала». Требованием к этому этапу выступает то, что налоговые органы разных стран в должной мере решат вопрос автоматического обмена финансовой информацией. Здесь же – длительная макроэкономическая стабильность, приемлемый уровень госдолга и наличие инвестиционного рейтинга Украины.
На этом этапе мы также планируем отменить некоторые требования по лицензированию. Речь о довольно неэффективных ограничениях по переводу за границу валютных ценностей, оплате в валюте страхования жизни и проч. Хотя и согласно нашей статистике, лицензии на такие операции сейчас практически не выдаются. Вообще же систему лицензирования мы хотим трансформировать с разрешительной процедуры в процесс информирования. То есть мы, как Нацбанк в будущем не будем выдавать лицензии по валютным операциям, этим займутся подразделения мониторинга уполномоченных банков. В дальнейшем речь идет о полной отмене лицензий.
Долгосрочное постановление
По поводу ближайших планов, то у нас есть идея сделать постановление Нацбанка об урегулировании ситуации на валютном рынке (№342 от 6 июня 2014 года) долгосрочным. Потому что сейчас нам постоянно задают вопросы, что мы будем делать, когда пройдет трехмесячный срок действия этого постановления. А так, у нас будет долгосрочный документ, который мы сможем в случае необходимости оперативно корректировать.