Как Украине заработать $1,3 млрд
Главное — бюджет
Сбалансированный бюджет — основное требование МВФ.
Каким в итоге окажется проект сметы, пока неизвестно. В неформальных разговорах с ЭП депутаты парламентского комитета по вопросам бюджета отмечают, что недовольны тем, как Минфин «учел» депутатские поправки и голосов на данный момент за проект сметы нет.
С законопроектами, которые входят в «бюджетный пакет» тоже не все понятно. На прошлой неделе парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики не принял решение по законопроектам, решив взять на их доработку еще неделю. Из-за этого бюджетный комитет отложил рассмотрение проекта сметы.
Если какой-либо из пакетных законопроектов не будет принят, или же Минфин в поисках голосов за бюджет передумает повышать акцизы в анонсированных размерах, что не исключено, то баланс нарушится, и бюджет придется пересчитывать.
В МВФ это понимают. Миссия обращает внимание на то, что парламент принял за основу проект сметы, в котором не было учтено повышение зарплат для отдельных категорий украинцев до 3200 грн.
Кабмин принял решение о пересмотре «минималки» уже позже. За ним последовал пересчет бюджета и согласование нового баланса с экспертами фонда.
Опасная «минималка»
МВФ опасается, что повышение «минималки» до 3200 гривень окажется неподъемным грузом для бизнеса как с точки зрения выплаты зарплат, так и налогообложения. В Фонде обеспокоены тем, что это приведет к росту безработицы.
Минфин же уверял кредитора, что проблем не будет. В министерстве допускают, что частичное повышение зарплат таки произойдет, но именно за счет детенизации, а не резкого увеличения расходов.
Также у МВФ возникли вопросы о том, каким может быть влияние «фактора 3200» на макропрогноз, а именно — на показатели ВВП и инфляции.
«В оценках влияния на инфляцию мы исходили из разных соображений. МВФ „набрасывал“ 2%, исходя из того, что весь частный сектор под давлением „фактора 3200“ также повысит зарплаты. Мы же исходили из того, что Фонд оплаты труда увеличится на 5%. По нашим оценкам инфляции вообще никакой не будет», — сообщил ЭП источник в правительстве.
Другие важные проблемы
Пенсионная реформа — «маяк», выполнение которого принципиально важно для МВФ.
Законопроекты, связанные с оптимизацией расходов бюджета на пенсионеров, согласно меморандуму, должны быть приняты до конца декабря этого года.
С каждым годом необходимость пенсионной реформы становится все актуальней, так как она порождает все новые дисбалансы в госфинансах.
Количество пенсионеров уменьшается, расходы на их содержание растут. Так, если в 2006 году ежемесячные расходы на выплату пенсий 13,3 млн пенсионерам составляли 6 млрд грн, то в 2016 — на 12,3 млн пенсионеров требуется уже 21 млрд грн.
Кредитор также настаивал на скорейшем объединении налоговой и таможни в единое юридическое лицо.
По информации издания, МВФ был против передачи баз данных в Минфин поскольку, по мнению экспертов фонда, функции по сбору налогов и их администрированию должны быть сосредоточены в одном ведомстве.
Однако передача баз данных в управление Минфина принципиальна для министра финансов Александра Данилюка. В переговорах с кредитором он представлял это решение как «антикоррупционную меру».
К парламенту есть вопросы
Украина не уложилась с выполнением многих своих обязательств в обозначенные МВФ сроки. Так, много мер, в основном законотворческих, нужно было выполнить в сентябре-октябре.
Они до сих пор на этапе выполнения и четкой ясности, когда документы будут разработаны или приняты, нет.
Во-первых, это разработка законопроекта об усилении способности Фонда гарантирования вкладов физлиц работать с активами и предоставлении юридической защиты сотрудникам ФГВФЛ. Документ проходит окончательные согласование с ведомствами и экспертами МВФ.
Во-вторых, это приведение украинского законодательства в соответствие с принципами Международной организации комиссий по рынкам ценных бумаг (IOSCO).
Соответствующий законопроект №3498 ожидает рассмотрения во втором чтении. «Застрял» в Раде и законопроект о консолидации функций по госрегулированию рынков финуслуг №2413а.
В-третьих, рассмотрение вариантов изменения системы налогообложения в нефтегазовой отрасли с введением единой ставки роялти независимо от глубины скважин и надбавки к налогу на прибыль.
Рабочая группа при Минфине до сих пор изучает этот вопрос.
В-четвертых, сокращение расходов, в том числе путем оптимизации школ, содействие частному финансированию ВУЗов и профтехучилищ, передача полномочий по их финансированию на другие уровни.
В-пятых, пересмотр социальных программ, которые имеют отношение к оплате коммунальных услуг, в том числе и пересмотр формулы расчета субсидий.
В-шестых, принятие закона о ликвидации госпредприятий. Фонд госимущества подал соответствующие законопроекты на рассмотрение Кабмина.
Будет ли транш?
Первым, кто публично заговорил о том, что в этом году транша может не быть, стала глава НБУ Валерия Гонтарева. По ее словам, главная причина задержки — парламент тормозит с принятием необходимых инициатив.
Собеседники ЭП в правительстве говорят, что если бы Украины выполнила все взятые на себя обязательства, то транш вполне мог бы подоспеть к концу года — время на соблюдение формальностей, связанных с процедурой принятия решения о транше, есть.
Но на практике шансы на его получение в этом году невелики.