Я никогда не давала своим детям деньги за хорошие оценки в школе. И никогда не штрафовала за плохие. Мы раз и навсегда договорились: учеба — это то, что они должны себе, а не мне. Мама не «покупает» учебу.
Каждую неделю я выделяю фиксированную сумму на карманные расходы — небольшую. Все, что я не считаю нужным покупать (от сладостей до бижутерии), дочки планируют из своих денег. Как только мы договорились об этом, у них сразу появилось очень предметное представление о деньгах и их ценности.
Каждая покупка, которая стоит сверх их ежемесячного лимита, для них поистине роскошна. Они понимают, сколько нужно зарабатывать, чтобы покупать то, что хочется. Они понимают, что нужно планировать. Они понимают, что деньги конечны.
Моя зона ответственности — не контролировать, на что они тратятся. И еще — не использовать их как инструмент наказания при плохом поведении.
В правильности своего подхода я убедилась еще раз, когда прочла теорию контрактов, за которую Оливеру Харту и Бенгту Хольмстрему вручили в этом году Нобелевскую премию по экономике. Это — крутейшая теория, которая учит правильно выстраивать отношения между людьми. Между мной, детьми и их карманными деньгами в частности. И тут бесконечно важную роль играют правила на входе. Например, правила «контракта» между взрослыми и детьми в отношении денег звучат у нас так:
От чего должны зависеть карманные деньги (их сумма):
От возраста ребенка
От потребностей ребенка
От договоренностей «на входе»
От чего не должны зависеть карманные деньги:
От оценок в школе
От помощи по дому (базовой)
От поведения ребенка
От настроения родителей