Европейская комиссия и Газпром разработали технические детали сделки, чтобы завершить 5-летнее расследование, но дело осложняется политическими вопросами и ухудшением отношений ЕС и России из-за Украины и Сирии.

Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер и заместитель председателя Газпрома Александр Медведев встретятся на этой неделе. Они обговорят проект завершения расследования.

«Это может стать началом конца», — утверждает одни из источников FT, знакомый с ходом дела.

В то же время, другой источник утверждает, что политическое вмешательство со стороны властей России может сорвать переговоры.

По условиям сделки, «Газпром» возьмет на себя юридические обязательства изменить свою бизнес-практику, но финансового штрафа на компанию наложено не будет. Два человека, знакомых с проектом урегулирования утверждают, что оно касается самого чувствительного и важного вопроса – злоупотребления «Газпрома» своим доминирующим положением на основе долгосрочных контрактов, связывающих газ с ценами на нефть.

Но страны Восточной Европы такие, как Польша и Литва считают, что Россия использует газ в качестве политического инструмента давления на них и им не нравится, что «Газпром» не оштрафуют за завышенные цены. Одна из основных проблем – Польша платит больше за газ, чем Германия, несмотря на то, что он находится ближе к России.

«Если не будет штрафа, это будет очень плохим политическим сигналом. Мы этого ожидаем. Но даже если компания изменит свое поведение, почему она не должна заплатить за нарушение закона?», — рассказал один из послов, который поддерживает связь с ЕС и знаком с ходом переговоров.

Условия соглашения предполагают, что страны смогут юридически оспорить цены «Газпрома», в том числе через арбитраж. Хотя детали еще разрабатываются, критики соглашения утверждают, что соглашение не сильно поможет, ведь за последние 5 лет такие компании как, RWE и Eni пытаются снизить цены, через национальные юрисдикции, что не приносит никаких результатов.

Профессор из Оксфордского института энергетических исследований утверждает Джонатан Стерн утверждает, что Комиссия смягчила свою позицию в переговорах с «Газпромом» в июне, когда компания выиграла арбитражное дело о ценах на газ с Литвой.

«Суд не смог интерпретировать то, что подразумевается под термином справедливые цены в долгосрочных контрактах», — утверждает Стерн.

Комиссия не должна исполнять решения суда, но оно поднимает ряд вопросов, среди которых: «как понимать термин справедливые/заниженные цены на газ?», — утверждает Стерн.

«Возможно, это оказало большое влияние на мышление Комиссии в урегулировании вопроса.

  • Комиссия начала расследование против «Газпрома» в 2011 году. Оно касалось трех проблем: условий контрактов, предотвращающих трансграничные продажи газа; связывание подачи газа и инвестиции в трубопровод; несправедливые цены на газ для Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши.