Финансовый консультант – человек может в полном объеме понять ситуацию, в которой находится его клиент, его настроения, цели и мечты. С другой стороны, компьютер может обработать больший объем данных, чем любой человек.
В финансовом консультировании задача машинного обучения — не подбор ценных бумаг для портфеля, а прогнозирование человеческого поведения. При поддержке искусственного интеллекта живой финансовый консультант получит больше возможностей удержать вас на верном пути к поставленной цели, когда нахлынут эмоции или изменятся обстоятельства. Консультант может услышать нотки страха или признаки стресса в вашем голосе, но только во время разговора. Компьютер же может проанализировать ваши электронные письма и сообщения в соцсетях и обнаружить там определенные слова, которые могут указывать на то, что вы собираетесь изменить свое финансовое поведение.
Компьютер может перебрать все ваши действия – сбережения, займы, досрочное погашение ипотечного кредита, покупку автомобиля, операции с ценными бумагами и т. д. – и установить связь между ними и экономической ситуацией, заголовками новостей или изменениями в вашем семейном положении. Затем машина может попытаться предсказать, как вы поведете себя в той или иной комбинации обстоятельств.
Страшно? Банки уже знают о вас очень многое. «Цель – не внушить вам страх, а лучше удовлетворять потребности», – уверяет Брайан Уолтер, руководящий в IBM программой управления активами состоятельных людей.
Проанализировав ваше прошлое финансовое поведение, компьютер может уловить нюансы, которые помогут «предсказать, в какой момент вы можете ввязаться в рискованную игру и каким рекомендациям вы скорее последуете, а не просто выслушаете их», говорит Дэниел Иган, руководитель направления поведенческих финансов и инвестирования в компании Betterment, оказывающей услуги по инвестиционному консультированию онлайн и управляющей активами на $5,8 млрд. Vanguard Group, управляющая активами на $3,8 трлн, в том числе на $41 млрд через сервис персонального онлайн-консультирования, тестирует использование ряда разработок в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения для лучшего обслуживания индивидуальных клиентов, рассказал представитель компании.
Эти технологии также позволят более равномерно распределять выгоды от инвестиционного консультирования между клиентами. Консультант, работающий с сотнями клиентов, может поступиться именно вашими нуждами в пользу того клиента, у которого больше денег или который привлекает к себе больше внимания. Увидев это, компьютер автоматически поднимет вас в списке приоритетов вашего консультанта. «Консультирование станет более демократичным», – уверен Уолтер из IBM.
Искусственный интеллект поможет консультантам-людям тратить больше времени на то, в чем они действительно преуспевают, – на понимание индивидуальных особенностей и финансовых обстоятельств каждого клиента и на построение доверительных отношений. Тем временем компьютерная часть этого кентавра снизит расходы на обработку данных, анализ вариантов вложений и выработку рекомендаций.
То, что многие консультанты воспринимают как угрозу для себя, на деле, вероятнее всего, сделает богаче всех участников процесса. И чтобы сказать это, суперкомпьютер не нужен.